test gtag

«Здесь я родился еще раз». История борьбы узбека в Беларуси

Мы продолжаем наш проект «Свой среди своих», в рамках которого беседуем с гостями из дальнего зарубежья, для которых Беларусь стала вторым домом. Наш новый собеседник – уроженец Узбекистана Элбек Тожиев, который в далеком 2007 году решил покорить Беларусь через борцовский ковер. Поговорили с ним о том, чем его удивили белорусы, и каково это, каждый день жить в борьбе.


«Когда получил третье место, даже плакал»

В Беларусь наш собеседник приехал с родины знаменитого Тамерлана – древнего и красочного Самарканда. Точнее из располагающегося неподалеку кишлака Кенагас. Отец Элбека работал агрономом в колхозе, выращивающем табак. Мальчик вместе с ­4 братьями и 2 сестрами помогал отцу в поле, а свободное время отдавал спорту. При чем, сначала это была не борьба.

– Я малой чем только не занимался – боксом, футболом. Меня тогда мой будущий тренер увидел и позвал к себе на кураш (узбекская национальная борьба.Прим. авт.). Я сказал: не пойду. А он меня второй раз позвал, в третий. Я все-таки пришел, просто посмотреть. Потом меня на ковер пустили, попробовал и стал заниматься, – вспоминает Элбек Тожиев.

Самарканд – один из древнейших городов планеты. Он основан в VIII веке до нашей эры, примерно в одно время с Римом.

Наметанный взгляд не подвел тренера. Его новый подопечный чуть позже раскрылся, как талантливый спортсмен. Хоть и не в кураше уже, а в греко-римской борьбе. Через два месяца будущий чемпион уже участвовал в своих первых соревнованиях:

– Я тогда оказался третьим. Это было хорошее место, после двух-то месяцев. Но мне тогда было обидно, я плакал. Я знал, что могу добиться гораздо большего.

Парень вернулся на ковер и стал заниматься еще упорнее. И упорство дало плоды. В 2002 году, когда Элбеку было 17, он отправился в Москву, где тогда проходили Международные спортивные юношеские игры стран СНГ, Балтии и регионов России.

– Я на тех играх проиграл. Но важно было именно то, что я там был. Это были по-настоящему крупные международные соревнования, совсем другой уровень. Я решил, что хочу попадать на такие состязания как можно чаще. В 2004 году поехал на чемпионат Азии в Алматы. Это были первые настолько масштабные соревнования, проходившие в Средней Азии.

Узбекистан – единственная страна Средней Азии, у которой есть метро. При чем с очень яркими и красивыми станциями. Правда, не в Самарканде, а в Ташкенте.

В 2005 году Элбек поехал в Вильнюс, где стал чемпионом мира среди юниоров. Там-то его и заметили белорусские тренеры, чьей сборной как раз не хватало хороших борцов в легком весе.

Ранее мы писали об еще одном иностранце, попавшим в Беларусь через Узбекистан. Только через Ташкент, а не Самарканд, а иностранец был ни узбек, а японец.

«Однажды даже из зала выгнали»

– Вся наша жизнь – борьба. Но все эти сложности, все эти долгие тренировки забываются, когда ты оказываешься там, на пьедестале. Там ты понимаешь, что все было не зря. А потом ты возвращаешься на ковер и начинаешь борьбу сначала.

Элбек знает, о чем говорит. Ведь, приняв решение о переезде в Беларусь, он попал в абсолютно новые для себя условия. Даже русского почти не знал, – только фразы, с которые когда-то слышал от русских парней на соревнованиях. Оставив в Самарканде литовское золото, в Минск он приехал практически никем.

Гостям в узбекских домах наливают половину пиалы чая. Чтобы он почаще обращался за добавкой и не торопился уходить.

– Помню, был даже случай, когда из зала выгнали. Это было в 2007 году, когда в Беларуси сменился тренерский состав. Между тренерами начались конфликты, а страдать начали ученики, – вспоминает борец. – Я тогда жил у одного из своих тренеров – Гайдука Валерия Викентьевича. Я ему сказал: раз я тут не нужен, тогда я уеду. На что он мне ответил: спокойнее, Москва не сразу строилась. Для меня это теперь девиз по жизни: Москва не сразу строилась.

Среди тех, кто тогда его поддержал, Элбек вспоминает имена трех тренеров. Помимо упомянутого заслуженного тренера Республики Беларусь Валерия Гайдука, это Олег Ажигов (ныне – член Борисовского Совета депутатов, тренер по греко-римской борьбе в местной СДЮШОР) и ныне уже покойный Олег Марковский (бывший начальник команды Республики Беларусь по греко-римской борьбе). Эти люди, по словам Элбека, стали его вторыми родителями:

– Я в этой стране как будто заново родился.

А когда молодой узбек уже начал приносить сборной результаты, уже и чужие тренера осознали, что зря его недооценивали. В 2011 году Элбек принес Беларуси бронзу на Чемпионате мира в Дортмунде, а через несколько месяцев отправился в Стамбул, где завоевал серебряную медаль на первенстве Европы. Приехав в Тбилиси через два года, Элбек сумел перешагнуть и эту ступень, став чемпионом Европы.

Тем не менее, ему все еще было куда стремиться. А именно, к мечте каждого спортсмена – олимпийскому золоту. В 2012 году Элбек под белорусским флагом поехал в Лондон, но пробиться к заветному пьедесталу у него не вышло. К сожалению, это была первая и последняя попытка.

Самый большой золотой рудник в мире находится в Узбекистане, на месторождении Мурунтау. Сама страна занимает второе место в мире по добыче золота, и четвертое по его запасам.

В детстве, когда Элбек еще занимался футболом, он получил травму, которая напомнила о себе в 2015 году. Проверив здоровье чемпиона Европы, врачи посоветовали ему завершить карьеру.

Теперь он работает тренером по греко-римской борьбе в Олимпийском спортивном комплексе Стайки, а также готовит белорусскую сборную к чемпионатам U-23. Однако мечты об олимпийском золоте не оставили Элбека до сих пор. Ведь теперь у него есть ученики, которые могут претендовать на самую престижную спортивную награду вместо него.

– За себя могу сказать, что сделал все, что мог. И я горд, что внес свое имя в историю белорусского спорта, – рассказывает Элбек и вспоминает случай. – Когда мы с Гайдуком уже ехали с Чемпионата Европы, он мне сказал: медаль – это хорошо. Но ты повесишь ее дома, и все. На следующий день ты в зал придешь опять никем. Тебе опять нужно всем доказывать, что ты чего-то стоишь. Поэтому важно, не есть ли у тебя медаль, а хороший ли ты человек.

«У нас в это время 40 градусов жары»

Возвращаясь в воспоминаниях в 2007 год, Элбек вспоминает, что в первые дни в Беларуси его удивил холод. При том, что пришлись эти дни на конец лета.

– Это было 1 сентября, и где-то 25 градусов тепла. То есть жара. Но у нас, в Самарканде, в это время плюс сорок. Поэтому, когда мы с парнями пошли гулять и присели на лавочку, мне даже пришлось вернуться в номер и переодеться: носки надеть, кроссовки, спортивный костюм. Пацаны удивляются: тебе чего, Элбек, холодно? Да, пацаны, что-то прохладно. Но потом уже привык. Сейчас, когда в Самарканд приезжаю, уже тенек ищу, уже самому жарко.

В Узбекистане большой популярностью пользуются белые автомобили. Они медленнее нагреваются в жару.

Каждый иностранец, с которым мы беседовали в рамках проекта «Свой среди своих» отмечает, что главные качества белорусов – их доброта, гостеприимство и готовность прийти на помощь. То, что в холодной Беларуси живут люди с горячими сердцами, заметил и Элбек:

– В первые годы я очень много гулял по городу: здания разглядывал, с людьми разговаривал. Города еще не знал, постоянно спрашивал у людей, как мне пройти, на какой автобус сесть. Подошел к одному мужчине, спросил, как проехать в центр. А он говорит: садись, подвезу, мне самому туда надо. Я тогда опешил, как-то не привычно было садиться в машину к незнакомому человеку. Но он меня подвез, а когда я вышел, даже от денег отказался.

Победы на борцовском ковре и приветливость местных жителей убедили Элбека сделать Беларусь своим вторым домом. И даже привезти сюда свою жену. Тоже узбечку. И тоже спортсменку – мастера спорта по вольной борьбе.

– Мы познакомились на сборах. Полтора года встречались. Но, когда я поехал в Беларусь, то поставил ее перед выбором: я или спорт. Она выбрала меня, и в 2010 году я перевез ее в Беларусь.

Узбекский плов входит в список всемирного нематериального наследия ЮНЕСКО.

Поэтому, к сожалению, Элбек мало что может сказать о белорусских девушках, скажем так, со стороны. Но такие собеседники у нас уже были. Например, индиец, который нашел в Беларуси свою любовь еще в далекие 80-е.

Сейчас жена Элбека работает тренером по борьбе, и вместе с Элбеком воспитывает четырех сыновей. Старшие уже пробуют себя в борьбе. Как знать, может, именно они исполнят отцовские мечты, и подарят сборной Беларуси олимпийское золото по греко-римской борьбе.

Никита ГРЕБЕННИКОВ

Фото Степана ТЮШКЕВИЧА