Живописную летопись Гродно последних 100 лет предлагают увидеть в Новом замке
На выставке «Гродно сам и о себе» представлены порядка 50 работ, созданных разными поколениями художников, которые жили в городе над Неманом либо посещали его.
– Исторические изображения города всегда интересны. И, если первые фотографии Гродно датируются 1861 годом, то рисовать его начали, конечно, гораздо раньше. Работа художника – это всегда творческая интерпретация, одно и то же место каждый автор видит по-своему. Хотелось, чтобы посетители выставки увидели наш город глазами разных мастеров, – отмечает заведующий отделом новейшей истории Гродненского государственного историко-археологического музея Андрей Вашкевич. – Особое внимание уделили наследию тех, кто уже ушли из жизни: Михаила Плужника, Даниила Порохни, Вацлава Марковского, Анатолия Скоморощенко, Ежи Погожельского и многих других.
Концептуально выставка представляет собой экскурсию по городу. По традиции знакомство с Гродно начинается с Замковой горы, Немана и Коложи. Затем посетителям предлагают пройти по улочкам исторического центра, многие из которых заметно изменились за прошедшие десятилетия, и полюбоваться на гродненские храмы: Бригитский костел, Свято-Покровский собор, лютеранскую кирху. Часть экспозиции посвящена застройке 1960-х годов, строительству жилого квартала на улицах Мира и Гагарина и возведению производственного объединения «Азот» – эти работы на тему индустриального города создал Константин Петров.
На выставке представлены картины из фонда музея. Большинство из них, к слову, гродненцы и гости города увидят впервые. Здесь собраны работы художников, написанные в период с 20-х годов ХХ века до начала XXI. Одни из самых старых – пейзажи Зигмунда Буйновского. Он жил в Тыкоцине (сегодня территория Польши), а в 1926 году некоторое время провел в Гродно. В городе над Неманом мастер создал серию картин. Всего, по словам Андрея Вашкевича, известно пять работ с изображениями Гродно: три из них находятся в гродненском историко-археологическом музее, две – в Подляском музее в Белостоке.
– У каждой картины на выставке своя история и свое настроение. Например, вот эти работы Михаила Плужника с видами Немана заказаны еще в 1950-е годы для отдела природы нашего музея. Мастер написал с одной точки четыре пейзажа, которые показывают, как выглядит берег в разные сезоны года. На тех двух, что представлены на выставке, весна и лето, – показывает Андрей Вашкевич.
Примерно в то же время, в 1950-е годы, Михаил Плужник создал пейзаж «Неман. Вид с Замковой горы». На нем изображена разрушенная стена замка, а сейчас на этой площадке стоит башня. Каким был город сразу после Второй мировой войны напоминает полотно Станислава Грабчика. Есть картины с изображениями несохранившихся памятников архитектуры, в их числе работы Александра Захарова и Даниила Порохни с Фарой Витовта, которая была взорвана в 1961 году.
– Конечно, создавая выставку, не могли пройти мимо самых старых изображений города: гравюры «Правдивое изображение города Гродно в Литве» Матиаса Цюнта и Ганса Адельгаузера 1568 года и Франца Гогенберга и Георга Брауна 1575 года из книги «Города земного мира». Здесь представлены копии из фонда музея, сделанные белорусскими мастерами в 2019 году, – продолжает Андрей Вашкевич.
Экспозиция дополнена книгами, журналами, старыми литографиями и открытками. В витринах, например, издания с работами Наполеона Орды, который оставил более 40 изображений Гродно XIX века. Включает выставка и литографии, сделанные в 1860-е годы на основе фотографий Штумана – одного из трех первых гродненских фотографов.
Елена КАЯЧ
Фото автора