Наверх

Живописную летопись Гродно последних 100 лет предлагают увидеть в Новом замке

28 ноября 2022

На выставке «Гродно сам и о себе» представлены порядка 50 работ, созданных разными поколениями художников, которые жили в городе над Неманом либо посещали его.

– Исторические изображения города всегда интересны. И, если первые фотографии Гродно датируются 1861 годом, то рисовать его начали, конечно, гораздо раньше. Работа художника – это всегда творческая интерпретация, одно и то же место каждый автор видит по-своему. Хотелось, чтобы посетители выставки увидели наш город глазами разных мастеров, – отмечает заведующий отделом новейшей истории Гродненского государственного историко-археологического музея Андрей Вашкевич. – Особое внимание уделили наследию тех, кто уже ушли из жизни: Михаила Плужника, Даниила Порохни, Вацлава Марковского, Анатолия Скоморощенко, Ежи Погожельского и многих других.

Концептуально выставка представляет собой экскурсию по городу. По традиции знакомство с Гродно начинается с Замковой горы, Немана и Коложи. Затем посетителям предлагают пройти по улочкам исторического центра, многие из которых заметно изменились за прошедшие десятилетия, и полюбоваться на гродненские храмы: Бригитский костел, Свято-Покровский собор, лютеранскую кирху. Часть экспозиции посвящена застройке 1960-х годов, строительству жилого квартала на улицах Мира и Гагарина и возведению производственного объединения «Азот» – эти работы на тему индустриального города создал Константин Петров.

На выставке представлены картины из фонда музея. Большинство из них, к слову, гродненцы и гости города увидят впервые. Здесь собраны работы художников, написанные в период с 20-х годов ХХ века до начала XXI. Одни из самых старых – пейзажи Зигмунда Буйновского. Он жил в Тыкоцине (сегодня территория Польши), а в 1926 году некоторое время провел в Гродно. В городе над Неманом мастер создал серию картин. Всего, по словам Андрея Вашкевича, известно пять работ с изображениями Гродно: три из них находятся в гродненском историко-археологическом музее, две – в Подляском музее в Белостоке.

– У каждой картины на выставке своя история и свое настроение. Например, вот эти работы Михаила Плужника с видами Немана заказаны еще в 1950-е годы для отдела природы нашего музея. Мастер написал с одной точки четыре пейзажа, которые показывают, как выглядит берег в разные сезоны года. На тех двух, что представлены на выставке, весна и лето, – показывает Андрей Вашкевич.

Картины на выставке сопровождены табличками с QR-кодами. Воспользовавшись ими, можно познакомиться с биографиями художников и увидеть, как выглядит эта часть города сейчас.

Примерно в то же время, в 1950-е годы, Михаил Плужник создал пейзаж «Неман. Вид с Замковой горы». На нем изображена разрушенная стена замка, а сейчас на этой площадке стоит башня. Каким был город сразу после Второй мировой войны напоминает полотно Станислава Грабчика. Есть картины с изображениями несохранившихся памятников архитектуры, в их числе работы Александра Захарова и Даниила Порохни с Фарой Витовта, которая была взорвана в 1961 году.

– Конечно, создавая выставку, не могли пройти мимо самых старых изображений города: гравюры «Правдивое изображение города Гродно в Литве» Матиаса Цюнта и Ганса Адельгаузера 1568 года и Франца Гогенберга и Георга Брауна 1575 года из книги «Города земного мира». Здесь представлены копии из фонда музея, сделанные белорусскими мастерами в 2019 году, – продолжает Андрей Вашкевич.

Экспозиция дополнена книгами, журналами, старыми литографиями и открытками. В витринах, например, издания с работами Наполеона Орды, который оставил более 40 изображений Гродно XIX века. Включает выставка и литографии, сделанные в 1860-е годы на основе фотографий Штумана – одного из трех первых гродненских фотографов.

Елена КАЯЧ

Фото автора

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
25 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024 22 апреля 2024
Все новости