Жизнь в заповедном лесу: чем уникальна Беловежская пуща и не вредит ли ей огромный поток туристов
О сохранении и развитии уникального белорусского леса корреспонденту 1prof.by рассказал заместитель генерального директора по науке и экологическому просвещению Национального парка «Беловежская пуща» Василий АРНОЛЬБИК.
– Беловежская пуща – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она удостоена Диплома Совета Европы и имеет статус биосферного резервата, где сохранились экосистемы, не нарушенные человеком. Задача резервата – наглядно демонстрировать, как можно жить в гармонии с природой, не вмешиваясь в естественные процессы.
Пуща также – единственное место Европе, где на большой площади сохранились первобытные равнинные леса. Их средний возраст – 250–350 лет. При этом есть 600-летние дубы и сосны с елями, которым не менее четверти века. В лесу насчитывается свыше 3 тысяч видов грибов, 59 видов млекопитающих, порядка 230 видов птиц и около 11 тысяч – беспозвоночных. Все это подлежит изучению, сохранению и преумножению.
Болото Дикое, расположенное здесь, включено в Рамсарскую конвенцию водно-болотных угодий и охраняется государством. Это одно из древнейших болот Европы, его возраст – более 6 тысяч лет. Таких водоемов на нашей планете всего четыре.
– Национальный парк посещают до полумиллиона туристов в год. Это не вредит уникальному лесу?
– Поясню. Территория пущи, а это 150 тысяч гектаров, разбита на функциональные зоны. Заповедная часть, где запрещена любая деятельность, кроме научной, составляет 57 тыс. гектаров. В зоне регулируемого пользования разрешены лесохозяйственные работы; в рекреационной, на 8 тысячах гектаров, расположены резиденция Деда Мороза, экотропы, веломаршруты. Разумеется, негативные факторы имеют место, но без туризма нам не выжить: государство поддерживает на 30–40%, остальное мы зарабатываем сами.
Еще в пуще находится около 30 деревень. Их жители, с одной стороны, работают у нас, но с другой – далеко не все они понимают, что в заповедном лесу запрещено собирать грибы, ягоды, травы, не говоря уже о вырубках.
– В истории Национального парка был неприятный момент, когда приостанавливалось действие Диплома Совета Европы. Какие шаги были предприняты для его восстановления?
– Диплом Совета Европы – это престижная награда. Присуждается она национальным паркам, биосферным заповедникам за заслуги в деле сохранения биологического, геологического и ландшафтного разнообразия. Беловежская пуща была отмечена им в 1997 году. В 2002-м у Совета Европы появились замечания к нашей природоохранной деятельности, одно из них касалось отсутствия плана управления и развития.
Администрации было предложено создать единый план управления национальным парком и биосферным резерватом на 10 лет, в котором были бы описаны все существующие проблемы и предложены пути их устранения. На выполнение задания отвели срок до октября 2007 года. План, к сожалению, не подготовили, и действие Диплома СЕ было приостановлено. Вернули мы диплом только в апреле 2013 года.
– Над какими проектами работаете сейчас?
– Мы реализуем крупный проект с Франкфуртским зоологическим обществом и общественной организацией «Ахова птушак Бацькаўшчыны», который касается повторного заболачивания территорий, восстановления рек, популяции летучих мышей, барсука и других видов животных. Ведется также третья очередь работ в археологическом музее под открытым небом. Там возведены жилища различных эпох – от каменного века до настоящего времени. Уверен, туристы по достоинству оценят этот уникальный для нашей страны объект.
Галина СТРОЦКАЯ
Фото автора и из архива Национального парка «Беловежская пуща»