Стиль жизни

Зюзя, Санта-Клаус и Йоулупукки: братья Деда Мороза – кто они?

Образ доброго дедушки Мороза сложился относительно недавно – в конце ХІХ века. Но в преданиях древних славян зимнее божество существовало давно, разве что под совсем иным названием: Дед Студенец, Дед Трескун, Морозко, Зюзя.

Подарков от них не ждали, Морозко вообще считался воплощением бога Морока и был он не только властелином зимы и холода, но и недобрым обманщиком. Отсюда и выражения: «морочить голову», «упасть в обморок».

Белорусского бога зимы зовут Зюзя, это один из самых старых славянских богов, брат Перуна и Чернобога. Имя свое он получил от глагола «зюзеть», что значит мерзнуть от мороза. По сказкам и легендам, Зюзя – крепкий старичок небольшого роста с белыми, как снег, волосами и такой же длинной бородой. Еще одна примета: ходит босиком с большой железной булавой, шапку не носит. Характер у Зюзи непростой, если разозлиться, то начнет бить булавой по пням и деревьям так, что земля содрогается. Зюзя может заморозить и одинокого путника, и озимые посевы. А может и вообще сесть на избу, отчего затрещат бревна и холодно будет всю зиму. Даже толстый лед стонет, когда по нему ходит Зюзя.

Наши предки его боялись и уважали. Чтобы задобрить Зюзю, в день зимнего солнцестояния во время святочного ужина ставили для него тарелку с кутьей и приглашали отведать угощения, просили не морозить их и домашнюю живность. Говорили, что он «строит» мосты через реки и болота, помогает заблудившимся людям выйти из лесу, оздоровляет воздух, делает дороги проезжими. Бывало, что предупреждал старик людей о наступлении суровой зимы и лютой стужи.  

Об известном всем Санта-Клаусе впервые было написано зимой 1773 года в нью-йоркской газете. Там рассказывалось как местные протестанты отмечали 19 декабря День святого Николая. По преданию, этот христианский святой в конце III – начале IV века был архиепископом города Миры Ликийские (сейчас город Измир в современной Турции). Прославился он добродетельностью и благо­творительностью. По легенде, архиепископ Николай тайно подарил трем бедным девушкам кошельки с деньгами, чтобы, имея приданое, смогли они выйти замуж.

В 1823 году профессор Колумбийского университета Клемент Кларк Мур написал стихотворение «Визит святого Николая» – о его появлении на санях, запряженных оленями, и о том, как он раскладывает подарки детям. В середине ХІХ века в английской рождественской традиции появился Old Father Christmas – «Папаша Рождество». Этого доброго старика изображали в зеленой мантии, что символизировало поворот солнца к весне. Подарков он не приносил, но ходил по домам и поздравлял с Рождеством.

Тогда же во Франции становится популярным «Рождественский дед» — Пэр Ноэль с мешком подарков. В некоторых регионах его сопровождал небритый тип с розгами – Пэр Фуэтар, который наказывал непослушных детей. «Рождественский дед» (Babbo Natale) появился и в Италии, считалось что он обитает в Альпах, и по традиции ему в новогоднюю ночь оставляли чашку молока.

Один из самых странных рождественских персонажей – финский Йоулупукки. Сейчас он очень похож на Санта-Клауса, но в ХІХ веке он выглядел иначе. В переводе с финского Joulupukki — «Рождественский козел», и его представляли седобородым стариком в шкуре козла и с рожками. Йоулупукки женат, но нельзя сказать, что удачно: его жена Муори – воплощение холодной зимы.

Всем известный Дед Мороз вышел из сказок и обрядов. Старик с длинной белой бородой, в шубе, валенках и рукавицах следил за порядком в лесу и на полях. Он был строг, временами даже жесток, но людям он нравился искренностью и справедливостью. Не женат.

На книжных страницах Дед Мороз впервые появился в 1841 году, в сказке русского писателя Владимира Одоевского «Мороз Иванович». В 1863 году в свет вышла поэма Алексея Некрасова «Мороз Красный Нос». Там Мороз-воевода обходил свои владения дозором и совсем не выглядел добродушным старичком. В книге Александра Астафьева «Поэтические воззрения славян на природу», изданной в 1867 году, есть сказки, в которых впервые появилась Снегурочка – уникальное творение народного фольклора.

В одноименной пьесе Александра Островского Снегурочка была дочерью Мороза и Весны. Постепенно она стала еще одним новогодним персонажем. Позднее, в 30‑х годах ХХ века, статус Снегурочки был слегка изменен, из дочки она стала внучкой Деда Мороза.

В Беловежской Пуще есть усадьба, где живет белорусский Дед Мороз. С наступлением зимы ему приходят сотни писем от детей. Малыши ждут чуда и верят в волшебство, а значит, нужен Дед Мороз. И потому быть ему с нами еще много лет и, конечно, зим.

 

Сергей КИРИК 

 

Фото из открытых интернет-источников