Наверх

Дайвер: «Если ты взял что-то у моря, обязательно должен отдать что-то взамен»

08 июня 2018

Андрей Смирнов работал ведущим менеджером в крупной торговой компании, когда на отдыхе в Болгарии впервые погрузился с аквалангом. Глубина была всего около 8 метров, но тех впечатлений с лихвой хватило, чтобы Андрей понял: это его и, вернувшись в Минск, начал учиться на инструктора.

– Там, на глубине, нет никаких телефонных звонков, не нужно уговаривать клиентов, просить кого-то купить или оплатить товар. Сейчас я занимаюсь тем, что мне нравится. Что важно, дайвинг приносит удовольствие не только мне, но и другим людям. Когда мои ученики погружаются впервые и удивляются разноцветным рыбкам, которых я видел уже, наверное, тысячи раз, я заряжаюсь их эмоциями и позитивом, – улыбается дайвер.

Во время первого погружения люди, как правило, испытывают страх, оказавшись под толщей воды с аквалангом, с которым не понятно, как дышать. Но это неприятное чувство проходит через 5–10 минут. Дальше дайверы сталкиваются совсем с другими испытаниями.

– Мне пришлось сдавать итоговые экзамены на инструктора в Таиланде как раз во время цунами в декабре 2004 года. С природными катаклизмами почти за 20 лет сталкивался не раз. Даже средней силы шторм на Черном море может стать непреодолимым испытанием для неподготовленного дайвера: ты отплываешь от берега, а обратно вернуться уже не можешь, – объясняет Андрей Смирнов.

Как шутят дайверы, из всех видов спорта дайвинг стоит на 22-м месте по травматизму после боулинга. Погружаться на глубину действительно безопасно – если не быть самонадеянным и соблюдать все правила.

Эти ненаглядные акулы

– В Таиланде бывали погружения, когда не удавалось показать туристам морского конька, зато спящих акул – пожалуйста. Каждый раз люди хватали, тормошили этих акул, обнимали и даже ненароком царапали, – вспоминает Андрей Смирнов.

Практически каждый дайвер мечтает увидеть акулу. Самое близкое к Беларуси место, где можно устроить совместный дайвинг с морскими хищниками, – Красное море. Опытные инструкторы специально выбирают места для погружения, чтобы туристы могли рассмотреть акул поближе. А в ЮАР, Америке, Австралии опасных рыб даже намеренно прикармливают.

– Страшные рассказы о нападении акул – чаще всего преувеличение. Каждый день по всему миру миллионы людей гибнут от укусов малярийных комаров или в автомобильных авариях. От нападения акул умирает не более 100 человек в год. Причем больше всего от морских хищников страдают серфингисты. Акула всегда нападает снизу вверх, а барахтающиеся на серфе спортсмены напоминают ей морских котиков. Дайвера акула укусит, только если он будет совать ей руку с камерой под нос, – убеждает опытный инструктор.

Уроки погружения

Существуют различные системы обучения дайвингу, по итогам которых выдают сертификаты разных категорий: 1-й ступени – позволяют погружаться не глубже 18 метров, а с сертификатом 2-й ступени можно опускаться до 30 метров.

– В системе обучения SSI стандарты немного жестче, чем в других школах дайвинга. Дайвер может продолжить обучение на следующий уровень, только когща наработает собственный опыт и совершит 24 погружения. А сертификат выдается после успешной сдачи открытой воды, – рассказывает инструктор.

В Беларуси уроки дайвинга проходят в бассейнах и озерах. Реки с обилием рыболовных сетей и видимостью под водой до одного метра опасны для дайверов. Озера, к примеру, Витебской области достаточно прозрачны в сравнении с водоемами Брестчины и Гомельщины – здешние черноземные почвы окрашивают воду в красные тона.

– Каждый дайв – особенный. В одном озере ты погружаешься на 40 метров, в другом, гораздо более мелком, смотришь за тем, как охотятся щуки. В морях погружения иные. Совершенно особенные впечатления во время дайвинга в Красном море с его чистейшей водой, насыщенными красками кораллов, разноцветными рыбами, – мечтательно улыбается дайвер.

Секреты Красного моря

Для дайверов Красное море особенно интересно затонувшими кораблями, многим из которых больше 200 лет.

На британском судне «Тистлегорм», затонувшем во Вторую мировую войну неподалеку от берега Шарм-эль-Шейха после бомбардировки, по сей день хранятся снаряды, оружие, автомобили, мотоциклы и даже танки.

Корабль Salem Express затонул в 1991 году. На морском дне навеки остались около тысячи египетских паломников.

– Это настоящее кладбище, где до сих пор лежат чемоданы с личными вещами пассажиров. У многих дайверов, которые хотят взять что-то с затонувшего корабля, в том месте отключаются компьютеры, показывающие глубину и время, барахлят регуляторы, – говорит Андрей Смирнов.

– У моря свои законы: если берешь сувенир, придется оставить что-то взамен. Я понял это на своем опыте. В Балтийском море хотел взять на память латунный краник с корабля «Бремен», затонувшего в начале ХХ века. Пока проходил декомпрессионную остановку, упала моя видеокамера GoPro вместе с фонарем для видеосъемки – будто выдернул кто-то. Хорошо, что море берет дань вещами, а не жизнью…

Подводная Беларусь

В белорусских водоемах тоже есть свои достопримечательности, доступные только туристам с аквалангами. Неизменно впечатляют дайверов подводные пейзажи озер Витебской области: Голубые, или Болдукские, озера, Глубля и Глубелька с плавающими островами, Браславские, где, помимо всего прочего, разрешено заниматься подводной охотой.

– Озеро Долгое – единственное в своем роде. Это самое глубокое озеро в Беларуси – порядка 52 метров. Ширина его 700 метров, оно простирается почти на 7 километров в длину, – рассказывает Андрей Смирнов. – На глубине от 35 до 40 метров можно увидеть вертикальные «стенки» с торчащими корнями деревьев, которым, вероятно, несколько миллионов лет. Под водой тут и там встречаются бобровые хатки – на Долгом их очень много.

По словам инструктора по дайвингу, озеро Нарочь отлично подходит для новичков. Его глубина всего 8 метров. Причем под водой можно увидеть много удивительного: затонувшую баржу давних лет, перевернутую вверх дном, живописные «полянки» из водорослей высотой со взрослые березы.

С заботой о подводном мире

Кстати, именно на Нарочи недавно проходила ежегодная экологическая акция к Международному дню очистки водоемов.

– Уже 15 лет сообщества белорусских дайверов собираются в первые выходные июня, чтобы вычистить реки и озера от мусора. Часто к нам подключаются местные жители: они убирают береговую часть, а мы поднимаем металлолом со дна, – говорит Андрей Смирнов.

В 2018 году экологическая акция впервые привлекла не только сертифицированных дайверов, но и обычных зрителей. При поддержке Мингорисполкома на берегу Нарочи для людей устроили настоящий праздник с конкурсами.

Не всегда находки дайверов безопасны. Например, во время экоакции на озере Мухно нашли патроны, автоматные рожки, снаряды, гранаты времен Второй мировой войны.

– Конечно, сами ничего не поднимали со дна, а сообщили в МЧС. Саперы потом обнаружили под водой ящики с автоматами Калашникова, – удивляет Андрей Смирнов.

На мусор на морском дне дайвер натыкается в разных частях света. В Индийском океане особенно много пластика – мусорный остров там втрое перерос по площади территорию Франции. В других местах природа пока отвоевывает свое.

– Помню, увидел на глубине осьминога, который устроил себе домик в бутылке из-под кока-колы, вросшей в кораллы. Он прекрасно себя чувствовал, – смеется дайвер.

Из самых удивительных вещей, увиденных под водой, Андрей Смирнов сразу называет вертикальный галоклин, которым удалось полюбоваться в Таиланде недалеко от Семилановых островов. Это видимая граница, возникающая от «столкновения» воды с разной температурой, соленостью и мутностью. Хотя, по рассказам дайвера, на морских глубинах прекрасно все: и разнообразные обитатели (как, например, рыба-призрак, увидеть которую большая редкость и удача), и удивительные сокровища – артефакты прошлых лет, свидетели ярких событий истории.

Диана ФИЛИМОНОВА

Фото из личного архива Андрея Смирнова

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
23 ноября 2024 22 ноября 2024 21 ноября 2024 20 ноября 2024
Все новости