test gtag

Должны ли минчане убирать снег возле своих автомобилей?

Недавно Мингорсовет принял новые правила благоустройства и содержания столицы. Автовладельцы, которые паркуют машины возле жилых домов и вдоль улиц, обязаны убирать снег и мусор на расстоянии не менее 1 метра от своего авто. Нововведение вызвало общественный резонанс и разделило минчан на два лагеря. 1prof.by поговорил со сторонником уборки снега, руководителем компании «Гусаров-групп» Андреем ГУСАРОВЫМ и руководителем сообщества автолюбителей «Стоп-ГАИ», юристом Александром СТАРИЧЕНКО, настроенным против.

«Сам не уберешь, никто не уберет»

Недавно на своей странице в социальной сети Андрей Гусаров поделился историей:

«Каждую зиму во время прогулки с собакой я чищу чужие машины от снега. Делаю это для себя и надеюсь, что кому-нибудь сэкономлю утром время. Впрочем, кто-то может подумать, что я перепутал его машину со своим авто, и улыбнется моему промаху. Другие предположат, что мне нечего делать, и тоже будут правы по-своему. Я никогда не ждал благодарности и делал это для себя годами. И вот это случилось! Меня окликнул мужчина и сказал, что, наверное, я перепутал машину. Пришлось пояснить, что нет, и я всего лишь чищу подряд все авто во дворе, его в том числе. Он меня поблагодарил и, слегка смутившись, сказал, что видит подобное впервые. Мы не можем получить счастье сразу, но из таких маленьких вспышек состоит наша жизнь. И пускай Деда Мороза не существует, но в чудеса к Новому году все же очень хочется верить!»

Андрей, у которого, к слову, нет автомобиля, признается, что даже не ожидал такого отклика, хотя чистит парковку уже не первый год.

«Лет 6 назад меня приняли за дворника, – рассказывает он. – А в прошлом году молодой человек в пренебрежительной форме требовал расчистить его автомобиль от снега. Периодически ко мне подходят люди, спрашивают, что я делаю. Сразу они обычно никак не комментируют мои действия, зато на следующий день многие выходят во двор с лопатами. Это приятно».

По его словам, уборка дворовой территории, которая у белорусов вызывает недоумение, для иностранцев – привычное дело. К примеру, в США и Канаде, если в течение 24 часов ты не расчистишь территорию вокруг своего дома, тебя оштрафуют. Причем сумма штрафа довольно внушительная. К слову, нежелание убирать присуще не только белорусам.

«Люди везде одинаковые. Никто нигде не делает это добровольно», – отмечает Андрей Гусаров.

При этом в странах Европы расчисткой дворовой территории могут заниматься как дорожные службы и частные компании, так и сами граждане. Но дорожные службы чистят только проезжую часть, тротуары не трогают. В связи с этим в Норвегии, например, после снегопада тротуары остаются нерасчищенными несколько дней. Можно убрать свой двор самому. Но, если желания брать в руки лопату нет, есть возможность воспользоваться услугами специальных компаний или нанять дворника.

«Просто сгрести снег в кучку недостаточно, его нужно утилизировать»

«Правила благоустройства и содержания Минска писались не юристами, – считает Александр Стариченко. – Ведь они предлагают нам жить не по закону, а по понятиям. Так, например, пункт 10 документа содержит множество нестыковок. Во-первых, термина «парковка» в Правилах дорожного движения нет. Во-вторых, что такое своевременная уборка и с какой периодичностью она должна проводиться? В-третьих, почему автовладелец должен убирать снег и мусор на расстоянии именно одного метра от транспортного средства? Ведь по нормам ширина парковочного места составляет 3 метра, длина автомобиля – 2,5 метра. Выходит, автовладельцу нужно залазить под соседнюю машину».

Кроме того, юрист отметил, что уборка подразумевает под собой еще и утилизацию: «Просто сгрести снег в кучку недостаточно. Надо вызывать коммунальные службы, чтобы они вывезли снег и что-то с ним сделали».

В то же время административных рычагов, с помощью которых можно привлечь автовладельца к уборке дворовой территории, в нашей стране нет. Это означает, что даже если он отказывается убирать мусор и снег возле своей машины, то никаких штрафных санкций применить к нему нельзя.

Александр Стариченко также напомнил, что жильцы дома платят за уборку придворовых территорий, это входит в жировку.

Решение проблемы руководитель сообщества «Стоп-ГАИ» видит в использовании специальных знаков 3.29 и 3.30, запрещающих стоянку транспорта по нечетным и четным числам месяца. «Если стоят «подснежники», пусть производящий уборку грейдер засыплет снегом эту машину. Что касается дворов, то утром они, как правило, пустые – люди уезжают на машинах на работу. Почему бы в это время не убрать снег и мусор? К примеру, на днях я видел, как в Серебрянке двор чистил грейдер – оказывается, это реально», – добавил эксперт. 

«Если проблема решается лопатой, сотни долларов не нужны»

В свою очередь, Андрей Гусаров высказался категорически против использования грейдеров для расчистки дворовых территорий.

«Для выполнения такой маленькой задачи нелогично использовать весь государственный ресурс. Грейдером уборка снега не решается. Как минимум из-за его размеров. А сколько средств уйдет на бензин и амортизацию? Для решения этой проблемы не нужны сотни долларов инвестиций. Ее запросто можно решить лопатой», – отметил сторонник уборки.

Однако при этом он согласился, что правила благоустройства и содержания Минска недоработаны.

«Я бы даже сказал, что этот документ сырой. Во-первых, нужно решить, как быть с автомобилями, которые годами гниют во дворах. Во-вторых, если со снегом еще более-менее понятно (его можно перенести на неиспользуемую территорию), то что делать с мусором? Кроме того, неужели в правилах нельзя было прописать понятную инструкцию? Где автовладелец должен взять лопату, что с ней нужно делать и кому потом ее отдать».

По мнению Андрея Гусарова, похожая ситуация наблюдалась с раздельным сбором мусора. Правовой акт, который предписывает его сортировать, есть, но де-факто этим никто не занимается.

Анастасия ШИРАЛИЕВА