Без рубрики

HR-консультант: «Даже два предложения, написанные от души, лучше шаблонных фраз»

Нет сопроводительного письма ниже шансы

Откликаясь на вакансию, мы считаем себя уникальными. При этом забываем, что ежедневно рекрутер просматривает сотни резюме, большинство из которых похожи. Как запомниться ему еще до личной встречи, порталу 1prof.by рассказала HR-консультант Янина РАДЧЕНКО.

«Просматривая большое количество резюме, я замечаю одни и те же ошибки. И порой мне становится обидно за соискателя. У него может быть хороший опыт, но он никак не отразил это в резюме. Очевидно, что при прочих равных рекрутер отдаст предпочтение кандидату, который сумел рассказать о своих достоинствах. Ведь резюме указывает в том числе и на уровень профессионализма. Если человек не умеет презентовать себя, как он будет презентовать компанию?» – отмечает собеседница.

Отправляя резюме, важно помнить, что по ту сторону экрана сидит такой же человек, как и вы. И для начала нужно наладить с ним контакт.

«Здесь работают те же правила, что и в отношениях: прежде, чем подружиться с человеком, мы должны показать свою заинтересованность. Ведь разве будете вы общаться с человеком, который к вам равнодушен?» – продолжает HR-консультант.

Хороший способ обратить на себя внимание рекрутера – написать сопроводительное письмо к резюме. Так вы дадите понять работодателю, что готовы к сотрудничеству.

Вместе с тем в сопроводительном письме не нужно дублировать резюме. Достаточно простого приветствия с коротким рассказом о себе и о том, чем вас заинтересовала компания и какую пользу вы можете ей принести.

«Даже два предложения, написанные от души, лучше шаблонных фраз типа «Добрый день! Прошу рассмотреть мою кандидатуру на эту вакансию». По небольшому приветствию и рассказу о себе рекрутер уже может судить о человеке. А как известно, общее впечатление складывается из мелочей», – напоминает Янина Радченко.

По ее словам, в последнее время работодатели, выбирая между опытными соискателями и кандидатами без опыта, но с так называемыми soft skills (коммуникативными навыками), отдают предпочтение последним. Ведь если человек готов учиться, его несложно обучить. В то время как soft skills придется развивать самостоятельно. Но, к сожалению, если человек не нацелен на развитие, вероятнее всего, он не захочет работать над собой.

Факты и конкретика: что должно быть в резюме?

Быть максимально честным – главный принцип, которым следует руководствоваться при написании резюме. Не старайтесь приукрасить свои заслуги или опустить малоприятные факты из биографии. Ведь любая попытка солгать в итоге сыграет против вас.

«Если вы что-то не показываете, значит, пытаетесь утаить. Это всегда вызывает дополнительные вопросы. К примеру, если вам 30 лет, а в резюме указано только одно место работы, где вы трудились всего полгода, у рекрутера, конечно же, будут вопросы. А каждый такой вопрос снижает ваши шансы на получение работы. Ведь, как правило, рекрутер в первую очередь обзванивает кандидатов, чье резюме он высоко оценил. И только если не нашел среди них подходящего, связывается с соискателем, к которому есть вопросы», – подчеркивает собеседница.

В резюме не должно быть никаких «примерно» и «приблизительно». Перечислите места работы из своей трудовой. Если у вас богатый стаж, укажите только те, что связаны со сферой, в которой вы хотите трудоустроиться.

По словам HR-консультанта, рекрутеры настороженно относятся к соискателям, которые каждые 2–3 месяца меняют работу.

«Обычно эти люди оправдывают себя тем, что находятся в поисках себя. Но я считаю, на то, чтобы понять, подходит ли вам это место, потребуется как минимум 1 год. В первые несколько месяцев человек входит в курс дела, адаптируется. Затем начинает что-то делать самостоятельно, допускает ошибки. Только после этого он может принять объективное решение», – поясняет собеседница.

Что касается информации «О себе», рекрутер советует придерживаться того же принципа, что и в сопроводительном письме: писать не по шаблону, а своими словами.

«Я за то, чтобы человек не искал общие фразы в интернете («коммуникабельный, стрессоустойчивый, умею работать в условиях многозадачности» и т.п.), а писал о себе самостоятельно, – отмечает Янина Радченко. – Так вы покажете себя как интересную личность. Здесь же можно написать, что для вас важно. К примеру, если вы рассматриваете только вакансии в определенном районе города, укажите это. Таким образом, вы позаботитесь и о себе, и о работодателе. Однако эта информация должна быть подана в мягкой форме, без ультиматумов. Ведь значимость кандидата, который уже на этапе резюме ставит условия работодателю, сразу падает».

Как подготовиться к собеседованию?

До собеседования узнайте, чем занимается компания, почитайте отзывы о работодателе в социальных сетях и на форумах.

«Затем отдохните и успокойтесь. Не завышайте важность собеседования. Лучше рассматривать его как дополнительный опыт, проверку себя на прочность или как игру, в конце концов. Ведь чем спокойнее вы будете, тем лучше, – отмечает HR-консультант. – Не стоит идти на собеседование, чтобы кому-то что-то доказать. Идите, чтобы просто пообщаться. Ведь легкость диалога тоже во многом определяет исход собеседования. Будьте честным перед собой и перед возможным работодателем. Оценивайте себя адекватно: что я имею, на что претендую и что должен для этого сделать».

Помните, что мнение о человеке складывается из мелочей: как он общается, как выглядит, вовремя ли пришел на собеседование. Эксперт отмечает, что нередко перед собеседованием кандидаты звонят рекрутеру с претензией, что не могут найти офис компании, например. Это во многом характеризует человека. Ведь если он получит работу, то стратегия его поведения будет примерно такой же.

«Почему вы уволились?»

Собеседование – это возможность для работодателя обезопасить себя и соискателей от возможных трудностей. Поэтому, чтобы оценить риски, рекрутеры нередко задают каверзные вопросы.

К примеру, кандидат может сказать, что уволился с предыдущего места потому, что бывший наниматель был несдержанным и вел себя достаточно жестко. Рекрутер, понимая, что у их руководителя такой же стиль управления, решит, что ситуация может повториться, и сделает для себя определенные выводы.

«У некоторых кандидатов все вокруг плохие. Если человек отзывается так о всех предыдущих нанимателях и коллегах, то через месяц и мы будем для него плохими, – говорит собеседница. – Понятно, что все мы живые люди и по-разному реагируем на разные ситуации. Важно уметь слышать других людей и конструктивно воспринимать критику. Если соискатель обладает рефлексией, он не будет никого винить, а признает, что у него был конфликт с руководителем, и расскажет, какие уроки он вынес из этой ситуации».

Сколько я стою?

Чтобы оценить свою стоимость на рынке труда, эксперт советует вспомнить, сколько вам платили за выполнение тех же функций на предыдущем месте. Если вам не с чем сравнивать, посмотрите, что предлагает рынок.

«Самое ценное качество при поиске работы – адекватная оценка, – уверена Янина Радченко. – К сожалению, далеко не все соискатели готовы реально оценить свой уровень компетентности. А ведь здоровая самокритичность позволила бы избежать многих проблем. Людям без опыта работы я бы советовала сразу снизить планку притязаний, ведь для них ценность представляет именно опыт, и прежде чем на что-то рассчитывать, нужно с чего-то начать».

Что делать, если отказали?

«Во-первых, если вы не получили работу, на которую претендовали, это не всегда плохо, – говорит рекрутер. – Быть может, вы избежали проблем, которые не озвучивались во время собеседования. Во-вторых, если вам отказали, это вовсе не значит, что с вами что-то не так. Возможно, конкретно с этим руководителем и коллегами вы бы просто не сработались. Но вам наверняка подойдет работа в другом коллективе», – отмечает собеседница.

Неудачу также можно расценивать как обратную связь от мира, необходимость что-то в себе изменить. После отказа некоторые идут на курсы, получают дополнительное второе, третье образование. Но бывает, что к цели можно попасть другим, обходным путем.

«Проведите ревизию своих навыков и умений, почитайте истории людей, которые добились успехов в вашей сфере, скорректируйте свой план. И вот увидите, во второй раз у вас всё получится!» – добавила HR-консультант.

Анастасия ШИРАЛИЕВА

Фото автора