test gtag

Хроника освобождения Беларуси: как нарушали пути транспортного сообщения противника

Нарушить пути транспортного сообщения противника было одной из основных задач дальней авиации, основой которой были бомбардировщики Ил-4. Но совершить ночной удар по врагу было непросто. В полете над территорией через каждые 60 километров нужно было менять курс. В районах, где были вражеские истребители, применяли ложный радиообмен. В сторону от маршрута группы бомбардировщиков высылали одиночные экипажи, которые взлетали раньше остальных, вели активную радиосвязь, создавая видимость полета большой группы, чем отвлекали на себя врага. Основной группе до подлета к цели радиосвязью пользоваться было запрещено.

Экипаж бомбардировщика испытывал огромные физические и психологические нагрузки, ведь на подходе к цели перед самолетами появлялась стена смертельного огня вражеских зениток, десятки лучей прожекторов, цепи трассирующих пуль с немецких истребителей. Первым на цель выходил командир звена. Не всем экипажам суждено было вернуться на свой аэродром после такого боя.

Преодолеть психологический барьер молодым летчикам помогали опытные пилоты, знавшие философию войны: «В полете думай не о том, что тебя могут сбить, а о том, как самому сбить атакующего истребителя, как лучше произвести противозенитный маневр, выйти из зоны огня и прожекторов, прорваться к цели, эффективно поразить ее и вернуться на свой аэродром; полет на выполнение задания, как и всякий бой на земле или в воздухе, – труд, но труд не обычный, тяжелый, изнурительный, опасный для жизни, но необходимый; будешь всегда собранным, бдительным, инициативным, смелым, находчивым и выносливым – труд твой будет эффективным, полезным; будешь работать отлично – ты не погибнешь». 

Сергей КИРИК