test gtag

Хроника освобождения: рельсовая война

Практически на всей территории Беларуси они одновременно нанесли мощный удар по вражеским железнодорожным коммуникациям. В тылу врага загремели взрывы – началась «рельсовая война».

Операция была запланирована Генеральным штабом Красной армии накануне генерального наступления четырех фронтов.

У каждой партизанской бригады, каждого отряда было конкретное задание по разрушению отдельных участков железной дороги. Первыми к железной дороге подходили блокирующие группы. Они уничтожали немецкие патрули, охранявшие стрелки, переезды и мосты, брали  их под свой контроль. Затем начиналась работа подрывников. Партизаны закладывали толовые шашки, поджигали шнуры. Канонада взрывов над железной дорогой продолжалась около двух часов. После ухода основных сил небольшие группы партизан наблюдали за действиями немцев.

В ту короткую ночь партизанам Могилевского соединения пришлось действовать в труднейших условиях вблизи линии фронта, в боевых порядках немецких войск. Они нанесли удар по важной линии Витебск-Орша-Могилев, разрушили 40 км железнодорожного полотна, взорвали 5000 рельсов и 2 железнодорожных моста. Разрушения на дороге были настолько значительными, что гитлеровцы так и не смогли восстановить магистраль до подхода советских войск. Оставшиеся на перегонах 10 эшелонов стали трофеями Красной армии.

В ту же ночь партизаны Круглянской бригады на магистралях Минск-Орша взорвали 1 555 рельсов, 2 железнодорожные будки, семафор, разрушили более 13 км телеграфно-­телефонной связи.

Всего к утру 20 июня 1944-го партизаны подорвали 40 775 рельсов, уничтожили 8 железнодорожных мостов, полностью вывели из строя наиболее важные железнодорожные линии, атаковали станции и опорные пункты немцев. Частично были парализованы вражеские перевозки почти на всех железных дорогах Беларуси.

Сергей КИРИК