Импровизация, ловушки и взаимовыручка: как белорусы «сражались» на «Дакар-2019»
В ралли-рейде белорусские гонщики принимали участие в восьмой раз. За 11 дней в Перу они преодолели около 5 тысяч километров по пустыням, горным утесам и высохшим руслам рек.
Экипаж Сергея Вязовича в гонке занял 6-е место, Александр Василевский стал восьмым, Алексей Вишневский завершил гонку одиннадцатым. Несмотря на потерю двух экипажей, 1-е место на «Дакар-2019» заняла российская команда КамАЗа под управлением Эдуарда Николаева.
По признанию белорусских участников, нынешний ралли-рейд стал самым сложным за всю историю участия наших соотечественников в «Дакаре». При этом именно здесь грузовики МАЗ проявили себя одними из самых выносливых на планете.
Цена ошибки, или Как помогла смекалка
Командный результат на завершившемся ралли можно признать удовлетворительным, но в личном зачете экипажи могли занять и более высокие места. Таково мнение руководителя и пилота коллектива «МАЗ-СПОРТавто» Сергея Вязовича.
– Я не помню, чтобы мы столько времени проводили в непроходимых песках и высоких дюнах, как в нынешнем ралли-рейде. Ведь и раньше бывали в Перу, но с такой сложной трассой столкнулись впервые, – начал свой рассказ Сергей Вязович. – Несмотря на это, наши автомобили подтвердили свои надежность и качество – они позволяют ехать по бездорожью без остановок, не застревать в песках. Однако экипаж допустил ряд ошибок, которые привели к потере времени. И, к сожалению, мы не смогли напрямую принять участие в борьбе за пьедестал этого «Дакара».
Сергей Вязович отметил, что автомобили к гонке были подготовлены на высшем уровне. Все остановки были связаны с ошибками в пилотировании или эксплуатации машин.
К слову, в этом году на трассе всем пришлось несладко: из 42 грузовиков завершить гонку смогли менее 20. Вместе с МАЗом все 3 свои машины на финиш привел лишь экипаж «Iveco». Гонщики признались, что было много аварий и сложных участков для прохождения.
– Мы откровенно не были готовы к такому развитию событий, – признался Сергей Вязович. – Авария на 2-м этапе, потеря времени на 3-м из-за неисправности после аварии и переворот машины Алексея Вишневского во второй половине гонки серьезно «ударили» по турнирной таблице. Неприятная ситуация произошла и в моей машине – утечка масла со ступицы из-за допущенной при сборке ошибки. Это очень крупная деталь, запасной у экипажа не было, поэтому пришлось потратить немало времени, чтобы разрешить ситуацию. Потом у Алексея Вишневского сломался механизм переключения передач. Чтобы его отремонтировать с помощью подручных средств, проявлял смекалку весь экипаж.
Гонщики подчеркнули, что с собой на ралли обычно везут множество деталей. В частности, это касается механизмов, которые по предположению могут выйти из строя. Однако все предусмотреть невозможно. Любопытно, что услуги машин технической помощи и механиков доступны только в определенной стартовой-финишной точке. Наши ребята приложили максимум усилий, чтобы нивелировать результат упущенного времени, но не все удалось.
– Мы сделали определенные выводы из этой гонки, и нам предстоит большая работа к следующему старту, – отметили участники ралли.
В каждой гонке спортсменам приходится сталкиваться с новыми трудностями, а соответственно – часто импровизировать. Сергей Вязович рассказал о ловушке, в которую попались 3 грузовика из 5.
– В конце одного из 150-километровых участков, проходившего вдоль океана, был расположен 700-метровый отрезок песчаных барханов. Мы пошли прямо, чтобы «взять точку». Увидели 3 ступеньки вниз – прямые плато, которые на самом деле оказались рыхлым песком. В нем мы застряли первыми. Однако уже через 4 минуты продолжили движение. Следующий за нами КаМАЗ попытался взять правее и застрял на 55 минут, а Iveco вообще перевернулся и выбрался лишь через 2 часа.
Соотечественники отметили, что цена ошибки на этих соревнованиях очень велика, приходится постоянно находиться в высокой концентрации.
Тише едешь – дальше будешь?
О технической стороне вопроса рассказал заместитель руководителя команды «МАЗ-СПОРТавто» Григорий Пацкевич:
– К прошедшему ралли-рейду мы подготовили 2 машины с двигателями третьего поколения. В 2018 году провели их модернизацию. Например, перенесли двигатель назад, опустили основные узлы чуть ниже, что снизило центр тяжести автомобилей, улучшило их управляемость и позволило поднять скорость, – отметил он. – Все узлы и агрегаты грузовиков на протяжении всей гонки функционировали хорошо. Если и случались какие-то неисправности, то в результате ошибок в пилотировании или ограниченного времени на техподдержку.
В свою очередь самый опытный пилот Александр Василевский управлял МАЗом с 8-цилиндровым V-образным двигателем. Эта машина уже много лет участвует в ралли и изучена гонщиками досконально. Несмотря на невысокую скорость, грузовик не подвел.
– В моем автомобиле используется другой мотор, ограниченный по мощности. Поэтому мы старались выиграть тактически: где-то схитрить, объехать препятствие, но проехать уверенно и без ошибок. Для нашего экипажа все сложилось идеально, – рассказал Александр Василевский.
К слову, таких автомобилей в команде «МАЗ-СПОРТавто» всего 3 – они используются для тренировок и на выставках.
Цели достигнуты
Сергей Вязович подчеркнул, что одной из задач белорусских гонщиков несколько лет назад было улучшить на соревнованиях командный результат. И в этом году они выступили достойно.
Для следующей гонки на «Дакар-2020» участники «МАЗ-СПОРТавто» подготовили новый спортивный грузовик с капотом, в котором используется коробка-автомат, изменена платформа, положение колес, топливного бака, что позволило довести развесовку до соотношения 50/50. К тому же спорткар стал легче своего предшественника на 300 кг, что упрощает его управление.
– В новом МАЗе много изменений, которые необходимо испытать в соревнованиях. Автомобиль уже весной сможет принять участие в официальных стартах. Пилоты приложат все усилия, чтобы этот опыт был положительным. У нас нет права на ошибку, – отметил Сергей Вязович.
С пилотом, который будет управлять новым грузовиком, команда определится к концу года.
Кстати, для отдыха на «Дакаре» наши гонщики использовали передвижной автодом на базе автомобиля МАЗ. Они рассказали, что для восстановления сил были созданы все необходимые условия: в машине оборудованы кухня, душевая, установлен кондиционер.
– Поверьте, времени на это оставалось немного. Тем более если поздно приезжаешь на финиш, а уже нужно готовить машину к следующему старту, – рассказали спортсмены и добавили, что их очень сильно поддерживали болельщики:
– «Дакар» – командный вид спорта и много нюансов за пределами трассы. На следующей гонке мы постараемся порадовать тех, кто верит в нас.
Вероника СОЛОВЕЙ
Фото Sputnik Беларусь (превью) и БЕЛТА