Как правильно помочь ребенку с выбором будущей профессии
– Профессиональное становление – один из важных вопросов в жизни человека. Он волнует не только родителей, но и педагогов, – подчеркивает психолог. – А вот детей он по-настоящему начинает заботить где-то к концу подросткового возраста (10–11 класс). И, конечно, в юношеском возрасте (17–21 год) у многих молодых людей продолжается поиск себя.
Почему в некоторых семьях выбор профессии сына или дочери становится настоящей драмой? В моей практике были случаи, когда молодые люди, отучившись 3–4 года на платном отделении вуза, принимали решение сменить профессию, не получив диплома. Несмотря на то, что в каждом отдельном случае могут быть свои причины, все же есть некоторые общие советы для родителей.
– Когда, по-вашему, стоит начать обсуждение профессий с ребенком?
– Об этом можно начинать говорить с ребенком довольно рано. Лучший момент, когда он сам задает вопросы о работе (6–7 лет). Существует большое разнообразие детских настольных игр о профессиях, в которые можно играть с ребятами. Но важно понять, чем любит заниматься ребенок, к чему у него больше лежит душа, и помочь ему развить эту направленность. Родители часто волнуются о престиже профессии, о ее востребованности на рынке труда, стараясь склонить свое чадо к той сфере деятельности, которую они считают более выгодной, высокооплачиваемой. Но по окончании вуза, через 4–5 лет, все может поменяться и престижной станет другая специальность.
В подростковом возрасте спрашивайте детей, какая работа им нравится, чем бы они хотели заниматься. Посещайте дни открытых дверей вузов. Не исключайте и средние специальные учебные заведения – там дают хорошую практическую базу. Можно пройти профориентационные тесты, что поможет понять, к чему есть способности у подростка, и определить ту или иную профессиональную направленность личности.
Если речь идет о продолжении семейного дела, здесь тоже нужен разумный подход. Есть ли у ребенка не только желание, но и способности заниматься им? Ведь правильно говорил Али Апшерони: «Как хорошо, когда у человека есть возможность выбрать себе профессию не по необходимости, а сообразуясь с душевными склонностями».
– Чего не стоит делать родителям при выборе будущей профессии для ребенка?
– Самое главное – не стоит пытаться осуществить собственные нереализованные мечты. Например, мне как родителю очень хотелось стать спортсменкой, но не хватило физических данных. И я принимаю решение, что уж мой-то сын обязательно будет чемпионом – способности у него отличные. Но если ребенок не хочет идти в спорт, а под давлением посещает спортивные секции, то вряд ли из него выйдет выдающийся атлет.
– А если ребенку ничего не хочется?
– Довольно часто встречается и такой вариант: ребенок вообще ничего не хочет или не знает, чего хочет. Это может быть связано с некоторой личностной незрелостью. Тогда есть смысл подождать какое-то время, а затем вернуться к вопросу выбора профессии. Но если это серьезное психологическое расстройство (депрессия и др.), тогда необходимо обратиться за помощью к специалисту.
Также часто можно услышать от ребят, что они поступали туда, куда хватало баллов. Иногда этот вариант срабатывает – человек идет и работает по той специальности, которую получил. Но это небольшой процент выпускников. Чаще либо уходят, не доучившись, либо по окончании получают другую специальность.
Есть еще один важный момент в выборе профессии. Это личный пример родителя, который занимается каким-то делом и оно приносит ему удовлетворение. Тогда ребенок смотрит на взрослого и идет по его стопам.
Беседовала Виктория САШКО