test gtag

Как я устраивалась официанткой в Катар и о других особенностях работы за рубежом

Мысль рвануть, куда подальше и где пожарче, хотя бы раз возникала у каждого белоруса. Но можно ли уехать работать за рубеж безопасно и на выгодных условиях? В поисках ответа я принялась просматривать вакансии агентств, которые занимаются трудоустройством белорусов за границей. Если компания осуществляет набор на официальной основе и существует более одного дня, вряд ли они отправляют работников в рабство, рассуждала я.

Неплохое предложение: ищут персонал для работы в 5-звездочном отеле в столице Катара – Дохе. Проживание и 3-разовое питание гарантирует наниматель, зарплата в зависимости от должности – от 450 до 650 долларов. Хороший вариант, если вас не смущает перспектива переезда в арабскую страну с жарким климатом и недавно обвиненную в поддержке терроризма. При этом к кандидатам предъявляется фактически только одно требование: владение английским языком на разговорном уровне.

«Почему бы не попробовать?» – подумала я и уже через час отправила свою заявку на адрес рекрутингового агентства.

Ду ю спик инглиш?

Следующий этап – предварительное собеседование в офисе компании, и проводят его предсказуемо на английском. К слову, чтобы быть уверенными, что у вас есть хотя бы базовые знания языка, в агентстве могут попросить распечатку диплома, даже если вы претендуете на должность охранника.

– Вы слишком волнуетесь. И когда говорите, не поддерживаете зрительный контакт. Если вы хотите работать официанткой, это очень важно, – сказала мне после 10-минутной беседы о моих достоинствах и недостатках улыбчивая девушка-рекрутер.

Я ожидала вежливого отказа или же «вы приняты», но никак не того, что мне будут давать советы, подробно разберут промахи и недочеты. Вдобавок мне всучили длинный список на английском языке с вопросами, которые мне может задать на собеседовании непосредственный работодатель.

– Через пару дней в Минск приедет генеральный менеджер сети отелей. Когда зимой проводили первый набор, он задавал только два вопроса: почему нам подходите именно вы и расскажите о самом счастливом дне вашей жизни. Так что готовьтесь, – предупредила рекрутер.

Если я пройду второй этап, компания начнет готовить для меня рабочую визу и другие документы. Сразу предупредили: за посреднические услуги агентству нужно будет заплатить 400 долларов – это не так много по сравнению с другими предложениями. Чтобы устроиться работать, например, на круизный лайнер, на подготовительные расходы нужно потратить больше 1000 долларов. Причем еще до собеседования нужно оплатить регистрационный взнос, платный тест на уровень английского языка и посреднические услуги компании. Однако на лайнере и зарплата выше – в среднем 1300 долларов.

Кто не нашел счастья «здесь», найдет его «там»?

Лечу на такси к месту собеседования. А как же, возможно, что проверка пунктуальности и есть первое испытание. В итоге «прилетаю» самая первая. Через пару минут в коридоре появляется молодой бородатый парень.

– Я Никита, – подсаживается он ко мне. – Не знаешь, как тут все будет проходить?

Говорили, что, когда приедет мистер генеральный менеджер, собеседование будут проводить сразу с 5–6 претендентами. Причем учитывать станут не только ответы на вопросы, но и то, как вы участвуете в общей беседе, умеете ли слушать других.

– А ты сам откуда? – спрашиваю своего соседа.

– Я заканчиваю пятый курс иняза. Нужно искать работу.

Когда интересуюсь, почему студенты лингвистического университета бегут из страны, он отвечает:

– Многие и поступают, только чтобы потом уехать.

Время подходит к 9 утра. В зале собирается все больше людей, в целом человек 40. Есть среди них студенты – иняза и факультета международных отношений, учитель английского языка, работники гостиничного бизнеса. Алла, например, работает в SPA-кабинете при отеле, но хочет устроиться на ресепшн, и другой должности ей не надо, даже если будут предлагать.

Рядом со мной садится белокурая миловидная девушка Юля.

– Я работаю в банке. Когда поступала, действительно хотела там работать. Но в последние годы отношение сильно изменилось. Раньше в банках было престижно работать, теперь – ни уважения, ни зарплаты, – рассказывает она свою историю. – Вообще, я очень люблю путешествовать, люблю знакомиться с людьми разных национальностей. Если меня возьмут на хостес (администратором. – Прим. авт.), думаю, мне понравится.

Кстати, «мультинациональность» предлагаемой работы – то, что привлекло и меня. Рассказывали, что руководство отеля набирает команду из 40 стран мира, для белорусов даже обещают выделить отдельную виллу в жилищном комплексе. А поучаствовать в масштабном международном проекте всегда было моей мечтой.

– По образованию я юрист. Но у меня душа никогда не лежала к этой работе, – говорит другая девушка, Таня, лет тридцати на вид. – Это как возможность что-то изменить, начать все с нуля.

В этом плане предложение действительно заманчивое. Контракт заключается минимум на 1 год. Если уходишь с работы раньше (не из-за болезни или семейных обстоятельств), нужно будет выплатить работодателю неустойку в размере, пропорциональном сроку, который ты отработал. Но при этом выгонять тебя из страны никто не будет – рабочая виза-то есть. Говорят, в Катаре многие, начав работать в отеле, потом переходили в бутики, где зарплата повыше.

Собеседование с большим «Джей»

Наша пятерка идет следующей. Перед собеседованием нам посоветовали познакомиться поближе. Оказывается, это может помочь пройти всей команде. В одной из групп девушку, которая претендовала на должность в колл-центре, мистер «Джей» попросил отвернуться, показал другой зажигалку и сказал, чтобы та описала первой предмет, не называя его. Девушка предмет отгадала, вот только от волнения напрочь забыла, как по-английски «зажигалка». И тут сработала белорусская студенческая привычка: ребята начали показывать ей пантомимы, пытались шепотом подсказать. Генеральный менеджер был впечатлен – ребята хотят помочь друг другу, несмотря на то, что они конкуренты! В результате вся пятерка прошла во второй этап.

Наблюдаем, как предыдущей группе сообщают результаты: кто-то расстраивается, кто-то нет.

– Те, кто не прошел, не переживайте. Лето – горячая пора. Предстоит много собеседований. Так что ждем вас в середине июня. Будет набор в другой классный отель, – подбадривает ребят рекрутер.

А нам пора идти.

Заходим в кабинет. Тихо рассаживаемся на стульях, что стоят напротив окна – нас видно хорошо, а мистера «Джей» не очень. Генеральный менеджер заводит легкую беседу: кто как провел вчерашний день, откуда приехали. Потом вдруг начинает сыпать вопросами. Пареньку рядом со мной приходится несладко – он перечисляет ингредиенты коктейля, который делал, будучи барменом. Артем удивляет американским акцентом и уровнем языка. Он три месяца отработал на круизном лайнере, высадился где-то в Мексиканском заливе. Работать без выходных в ограниченном пространстве ему не понравилось, потому пришел сюда.

«Джей» обращается ко мне:

– Какое твое любимое блюдо? Представь, что я твой посетитель. Расскажи от и до, как ты будешь меня встречать. И в конце ты должна уговорить меня попробовать свое любимое блюдо.

Официант должен не только быть вежливым, но и уметь поддерживать непринужденную беседу. Поэтому я спрашиваю, из какой страны он приехал – от этого зависит, какую кухню ему предложить. Сетую на жаркий день и предлагаю для начала принести что-нибудь прохладительное.

– Хорошая работа, – говорит генеральный менеджер и переходит к опросу соседа справа.

Ради этой работы Влад специально приехал из Гродно. Окончил исторический факультет, сейчас работает в «Белтелекоме». Пришел устраиваться в отель на обслуживание номеров. Его выступление «Джею» не понравилось – человек на такой должности должен четко придерживаться рамок, Влад же был слишком вежливым и слишком навязчивым. А под конец к тому же спросил, правда ли, что у персонала ранга ниже менеджера забирают паспорта. Кстати, это действительно так. Таким образом компания пытается обезопасить себя от беглых мигрантов. Рассказывают, что в одну из поездок на круизном лайнере на остановке пропали двое работников-филиппинцев.

Наше собеседование заканчивается. Тех, кто понравился генеральному менеджеру, просят подойти через 3 часа для личной беседы. Женя, мускулистый парень из моей группы, который работает в спортивной школе, расстроен: ему отказали – подкачал уровень английского, а его жену, которая шла в другой пятерке, приняли. Девушка-рекрутер идет решать вопрос к «Джею». В итоге для пары находят решение: Жене предлагают работу в охране отеля, а если он отказывается, не берут обоих – никто не хочет разлучать пару. Но он согласен на все.

Объявляют результаты для нашей группы. Парень с большим опытом работы и отличным английским не проходит, миловидная девушка-бухгалтер тоже, как и Влад, приехавший из Гродно.

– Уровень английского сейчас не так важен. Когда вы приедете в Доху, все равно первые две недели все будут учиться понимать окружающих заново, – объясняет рекрутер.

***

Подхожу спустя 3 часа для личной беседы. Людей стало вполовину меньше. Какая ирония судьбы: те, кто очень хотел пройти, переживал и пытался показать себя с лучшей стороны, остались «за бортом». А меня приняли. Вот только не официанткой, как я хотела. Все-таки для этой должности нужно свободно говорить на английском языке.

Все, кто пришел на собеседование, так или иначе хотели просто уехать из страны. Хотя бы в Катар – маленькую страну с богатыми нефтересурсами и очень жарким климатом. Хотя бы на зарплату в 450 долларов – и это несмотря на то, что цены на всем Аравийском полуострове сильно «кусаются».

Я отказалась. Зачем, когда и тут хорошо?..

Диана ФИЛИМОНОВА