Ключевые задачи на завтра
За счет чего можно достичь зарплаты в 500 долларов и как минимизировать последствия оптимизации? Ответы на эти вопросы искали участники итоговой коллегии Министерства труда и социальной защиты.
Власть, бизнес и профсоюз
Как отметил заместитель премьер-министра Василий Жарко, задачи в социально-трудовой сфере в основном выполняются, но успокаиваться на достигнутом рано.
– Надо двигаться вперед. Работы много. Главное – это достижение к концу 2017 года уровня среднемесячной заработной платы в размере 500 долларов. Такая задача поставлена главой государства, и ее необходимо неукоснительно выполнять. Министерству труда и соцзащиты поручено формирование политики в сфере оплаты труда. В этой связи нужна целенаправленная работа и координация деятельности всех министерств и ведомств, – сказал он.
Заместитель премьер-министра также подчеркнул, что рост заработной платы не должен опережать рост производительности труда. Эти два показателя должны быть взаимоувязаны.
По словам первого заместителя министра труда и социальной защиты Андрея Лобовича, несмотря на то, что номинальные размеры всех видов доходов в 2016 году росли, реальные снижались. Простая арифметика: если зарплата по сравнению с 2015 годом поднялась на 7,3%, то уровень инфляции составил 10,58%. Однако благодаря защитным механизмам, определенным законодательством, удалось сдержать рост уровня малообеспеченности в стране. По мнению Андрея Лобовича, задача по достижению к концу нынешнего года уровня среднемесячной заработной платы, равной в эквиваленте 500 долларам, вполне решаема. Главное условие – эффективное хозяйствование, рост производительности труда и финансовые возможности бюджета. Как сказал первый заместитель министра, в декабре 2016 года средняя зарплата в стране уже превысила 400 долларов, составив 801,6 рубля. А во многих сферах экономики ее уровень выше среднего.
Сегодня законодательство предоставляет нанимателям право устанавливать на основании локальных нормативных правовых актов любые системы оплаты труда, определять составляющие заработной платы и их размеры. Благодаря этому значительно увеличилось количество организаций, применявших гибкие системы оплаты труда: за 2016 год – почти на 18%, а за последние 5 лет в целом – более чем в 40 раз.
В бюджетном секторе предлагается уйти от централизованного регулирования оплаты труда, то есть стимулировать работников, исходя из конкретных отраслевых приоритетов и результатов их труда.
– Предложения уже разработаны и направлены в правительство, – отметил Андрей Лобович. – Предполагается, что в результате отмены многочисленных (до 32 видов. – Прим. авт.) выплат упростится структура заработной платы, а у руководителей появится возможность применять наиболее эффективные методы стимулирования труда.
Впрочем, стоит напомнить, что зарплата бюджетников напрямую зависит от оптимизации численности работников, которая имеет как положительные, так и отрицательные стороны. По мнению первого замминистра, к вопросу оптимизации нужно подходить обдуманно:
– Необходимо понимать, что процесс реструктуризации влечет за собой высвобождение части работников. Оптимизация должна быть социально ответственной. Там, где это нужно, целесообразно привлекать к решению и власть, и бизнес, и профсоюзы.
По словам Андрея Лобовича, в прошлом году удалось не допустить напряженности на рынке труда. Отмечалось снижение уровня регистрируемой безработицы. На 1 января 2017 года этот показатель составил 0,8%, и его планируют сильно не превышать. Предупредить малообеспеченность граждан, потерявших работу, сможет внедрение системы страхования от безработицы, которую инициировала Федерация профсоюзов Беларуси. Предложения, специально разработанные межведомственной рабочей группой, уже направлены на рассмотрение в Совет Министров.
Социальная ответственность
Заместитель председателя ФПБ Елена Манкевич, в свою очередь, отметила: введение страхования от безработицы сегодня более чем актуально, поскольку количество безработных может измениться после проведения белорусскими предприятиями кадровой диагностики. Федерация профсоюзов настаивает и на скорейшей реализации другой своей инициативы – страхования работников на случай банкротства предприятия. По данным за январь–сентябрь 2016 года, в процедуре экономической несостоятельности находились более 3 тыс. организаций страны. В декабре прошлого года было трудоустроено на 10 тыс. работников меньше, чем уволено. Учитывая такую ситуацию на рынке труда, необходимо уже сегодня повышать пособие по безработице, сказала Елена Манкевич. Сейчас оно составляет 22,7 рубля (чуть больше 12% от бюджета прожиточного минимума), а предложение по страхованию от безработицы, если будет принято, вступит в силу не ранее чем в 2018 году. В проекте Указа Президента «О дополнительных мерах социальной поддержки некоторых категорий безработных» пособия для добросовестных работников, уволенных путем непродления контракта, а не по сокращению численности или штата, установлено в размере 50% от бюджета прожиточного минимума. ФПБ же предлагает установить для всех работников, уволенных по независящим от них причинам, выплату в размере 75% БПМ.
Кроме того, Елена Манкевич обозначила проблему так называемого скрытого сокращения. К примеру, в декабре прошлого года из 50,5 тыс. потерявших работу только 736 человек были уволены с соблюдением процедуры сокращения. Мониторинг, проведенный Федерацией профсоюзов, выявил также тенденции уменьшения срока, на который заключаются контракты. Еще один способ скрытого сокращения – понуждение к увольнению через изменение существенных условий труда.
Елена Манкевич заострила внимание и на вопросе социальной ответственности руководителей предприятий в момент проведения оптимизации.
– Минтруда во взаимодействии с социальными партнерами своевременно разработаны методические рекомендации по социально ответственной реструктуризации предприятий, но они работают далеко не везде, – напомнила зампредседателя ФПБ. – Возможно, следует законодательно закрепить то, что там написано. Со своей стороны мы пытаемся реализовывать рекомендации через коллективные договоры. При этом на ряде предприятий сталкиваемся с тем, что отдельные наниматели стараются уменьшить социальные выплаты по колдоговорам. Это недопустимо и не имеет ничего общего с принципом социального партнерства, закрепленного Трудовым кодексом.
Юлия ГУНАШВИЛИ