Легальное копирование: как открыть собственный McDonald’s и стоит ли игра свеч
Если вы мечтаете открыть свое дело, вопросы самого разного характера на старте неминуемы. Ведь нужно изучить все: от ситуации на рынке до системы налогообложения. Однако существует вариант, позволяющий открыть бизнес и получать поддержку от того, кто уже имеет опыт и необходимые знания. О том, как это сделать, в интервью для 1prof.by рассказала Председатель ассоциации «Белфранчайзинг» Ольга ЛЕОНТЬЕВА.
– Скажите, что такое франшиза?
– По сути, это легальный способ копировать чужой бизнес. Причем если вы создаете бизнес с использованием франшизы, то имеете возможность не просто повторить чужую успешную бизнес-идею, но и работать, пользуясь именем, помощью и поддержкой компании-владельца этой идеи.
В соответствии с п.1 ст. 910 ГК по договору комплексной предпринимательской лицензии (договору франчайзинга) одна сторона (правообладатель, франчайзер) обязуется предоставить другой стороне (пользователю, франчайзи) за вознаграждение на определенный в договоре франчайзинга срок либо без указания срока комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использовать фирменное наименование правообладателя, другие объекты интеллектуальной собственности, предусмотренные договором франчайзинга, а также нераскрытую информацию в предпринимательской деятельности пользователя.
– Насколько популярен этот вариант бизнеса в Беларуси? Возможно, у вас есть статистические данные за последние годы?
– До 2005 года в Беларуси не было юридической возможности осуществлять деятельность в сфере франчайзинга. В 2006-м был заключен первый договор, по состоянию на конец 2018 года зарегистрировано 438 договоров.
По оценке ассоциации «Белфранчайзинг», сегодня около 90 белорусских компаний предлагают свои франшизы, около 1 000 предпринимателей работают с использованием франчайзинга.
В диаграмме, представленной ниже, отражено количество франшиз в Беларуси в разные годы.
– Наверняка есть отрасли, которые наиболее доходно развивать через франчайзинг. Какими из них лучше всего заниматься?
– Во франчайзинговых сетях доход делится между франчайзером и франчайзи. Поэтому через франшизу целесообразно развиваться тем бизнесам, в которых рентабельность позволяет делить прибыль между двумя сторонами. И в отношении франшиз лучше оперировать не конкретной доходностью, а сроком возврата инвестиций.
В среднем, проекты с суммой инвестиций до 15 000 долларов (сюда относятся мелкорозничные магазины, услуги для населения в сфере образования, развития детей, туристические услуги, кофейни) имеют срок окупаемости около года.
Проекты с суммой инвестиций от 20 000 долларов (небольшие магазины одежды и обуви, медицинских товаров, оптики, услуги по уходу, обслуживанию автомобилей, развлекательные центры для детей, небольшие кафе) имеют срок окупаемости до двух лет.
Приблизительно через три года окупаются проекты с инвестициями от 100 000 долларов (фитнес-клубы, крупные объекты розничной торговли, рестораны).
– Что необходимо обязательно учитывать будущему франчайзи во время выбора франшизы?
– Деятельность по франшизе подразумевает работу в команде и четкое следование стандартам, правилам и инструкциям франчайзера. Поэтому в первую очередь следует оценить свою готовность к такому формату сотрудничества.
Крайне важно проанализировать и свои предпринимательские способности. Уплата паушального взноса и роялти вовсе не означает, что франчайзер будет все делать за своего партнера. Несомненно, франчайзи получит полные и точные инструкции по запуску и ведению бизнеса, а также дальнейшую поддержку, но следует помнить, что франшиза – это бизнес, и ответственность за него лежит на владельце/руководителе.
Необходимо убедиться, что франчайзер предоставляет действительно успешную бизнес-модель, тщательно не только отобрать подходящую франшизу, но и проверить ее. Есть много возможностей получить информацию, но эффективнее всего пообщаться с действующими франчайзи.
Стоит крайне ответственно подойти к оценке своих финансовых возможностей (владеете ли вы помещением, есть ли инвестиции на запуск и ведение бизнеса, существует ли возможность привлечь заемные средства). Необходимо располагать не только инвестициями на запуск, но и достаточными средствами до выхода франшизы на самоокупаемость.
– Может ли быть иностранная франшиза так же хороша для белорусского рынка, как отечественная? В каких случаях?
– Несомненно, может. Франшиза хороша в случае, если данный продукт или услуга востребованы рынком, а франчайзи готов работать с ней. Можно выделить основное правило: чем меньше опыта у потенциального франчайзи, тем территориально ближе должен быть франчайзер. Иностранные франшизы требуют адаптации и оценки соответствия требованиям белорусского законодательства.
Отличия между белорусскими и иностранными франшизами:
|
Белорусская франшиза |
Иностранная франшиза |
БРЕНД |
Локальный бренд |
Известный бренд |
Технологии/ноу-хау |
Представлены на рынке |
Новизна, как правило |
Инвестиции |
Как правило, сумма реальна на 100% |
Как правило, требует корректировки |
Франчайзинговые платежи |
Как правило, ниже |
Как правило, выше |
Адаптация модели |
Не требуется |
Может требоваться |
Транзакционные издержки |
Отсутствуют |
Требуют оценки |
Объем поддержки |
Может использоваться на 100% |
Не все опции могут быть использованы |
Маркетинг |
Централизованный |
Локальный за счет франчайзи |
– Сколько денег нужно будущему франчайзи для открытия бизнеса?
– На данный момент можно найти предложения на любой вкус и сумму инвестиций. Варианты стартуют от 500 до нескольких миллионов долларов. Если говорить о статьях инвестиций, то потенциальные франчайзи должны помнить, что им необходимы средства на запуск (эта сумма обычно указана в описании франшизы), на уплату паушального взноса (тоже указан в описании), а также на оборотные средства на период, пока франшиза не выйдет на самоокупаемость (эти данные не всегда можно найти в описании, их лучше уточнить у франчайзера).
– Каковы минусы и плюсы франчайзинга для франчайзи и для франчайзера?
– Основной плюс для франчайзи состоит в том, что он многократно снижает финансовые риски: знает точную сумму инвестиций, получает опробованную и доказавшую успешность бизнес-идею, начинает бизнес не с нуля, а под известным потребителям брендом, получает точные и полные инструкции по запуску и ведению бизнеса, проходит обучение всем особенностям бизнеса, имеет возможность получать поддержку опытных специалистов на протяжении всего срока действия договора.
Самые большие плюсы франчайзинга для франчайзеров – быстрый рост сети, а также высокая мотивация самостоятельных предпринимателей по сравнению с наемными работниками. Кроме того, франчайзинг дает дополнительные источники доходов в виде отчислений предпринимателей, входящих в сеть, высокую рентабельность вложенного в развитие сети капитала при низком уровне рисков, а также получение конкурентного преимущества за счет усиления бренда.
Среди минусов для франчайзи можно отметить возможность приобрести «лжефраншизу», необходимость следовать установленным стандартам, сложности с выходом из франчайзинговой системы.
Компании в своей работе по франшизе могут столкнуться с рисками рассекречивания конфиденциальной информации, невыполнением стандартов, с проблемами взыскания франчайзинговых платежей, неготовностью франчайзи к работе в сети.
В целом, франчайзинговая система будет успешна, если обе стороны заинтересованы в сотрудничестве и выгоды от него перевешивают возможные недостатки.
Кристина СМОЛЬЯНОВА
Фото из личного архива Ольги ЛЕОНТЬЕВОЙ и из открытых интернет-источников