Наверх

Наберут по объявлению… В безопасности ли мы, когда едем в такси?

01 октября 2019

Устроиться на работу в такси. Опыт 1prof.by

Редкий человек, прибегающий к услугам такси, не попадал в неприятные ситуации. Почти у каждого в копилке есть история, когда водитель пытался обмануть или вел машину небезопасно, обгоняя то там, то тут, или вовсе создавал прямую угрозу жизни пассажира.

А ведь таксист – профессия востребованная и хорошо оплачиваемая. Если верить вакансиям на JOBS.TUT.BY, в данной сфере можно зарабатывать ежедневно до 200 рублей. При этом опыт работы требуется не всегда. Порой все, что нужно для трудоустройства – наличие водительского удостоверения категории B со стажем вождения от 2 лет и медицинская справка с правом найма на работу.

Трудоустройство в такси

В настоящее время для трудоустройства таксистом у водителя есть 2 пути. Первый из них – официальное оформление в транспортную компанию, которая берет на себя всю ответственность и выплачивает вознаграждение своему работнику, а также уплачивает налоги. Еще один способ – регистрация в качестве индивидуального предпринимателя и заключение договора с сервисами вроде Яндекс.Такси, Uber и других.

Во времена СССР водителей такси готовили очень строго: они проходили специальное обучение, а затем в течение нескольких недель изучали город, учились общаться с пассажирами, контролерами и сотрудниками ГАИ. Но что требуют от таксистов в наше время? Чтобы узнать это, мы отправили «тайного агента» в 2 популярных сервиса заказа такси.

Исходные данные «тайного агента»
• Девушка
• 24 года
• Наличие водительских прав категории B от 13.04.2017 г.
• Практический опыт вождения 1 месяц
• Наличие медицинского противопоказания к вождению автомобиля       

 

 

В первую очередь «тайный агент» зашла на интернет-страницу сервиса, популярного в регионах Беларуси. Перешла на вкладку «Водителям» и заполнила анкету: указала свои данные, марку личного авто, его номер и год выпуска. При этом сведения о машине были полностью выдуманы. Далее девушка прикрепила фотографию себя и своего водительского удостоверения, и уже через полчаса ей перезвонил менеджер сервиса…

«Тайному агенту» рассказали, что если у водителя своя машина, то ему нужно скачать приложение. После этого человек получает непосредственный доступ к заказам. У таксиста появляется лицевой счет, на который начисляется заработок, а сам сервис забирает себе процент вознаграждения. Дополнительно приложение «просит» пройти фотоконтроль, в котором необходимо прикрепить фотографию паспорта с разворотом прописки, а также снимок машины с госномером и документ на транспортное средство с данными о владельце. Вот и все. Ни проверки наличия медицинской справки, ни обязательного прохождения механика и осмотра врача по утрам. Удобно, что ни говори. Но откуда появляется столько желающих работать без официального оформления?

– Любой – и водитель, и перевозчик – хочет зарабатывать как можно больше, тратя при этом как можно меньше. Только немногие в этой сфере задумываются о последствиях «черного» подхода к бизнесу. Есть сервисы, которые говорят, что им не нужны договоры. Тогда таксист просто входит в систему, вводит свои данные, получает заказы, напрямую оплачивая комиссию сервиса. В таком случае водитель несет ответственность как физлицо за то, что он незаконно занимается предпринимательской деятельностью. Это юридическая неграмотность и банальная жажда наживы, – прокомментировала ситуацию директор одной из транспортных компаний столицы Виктория Щуровская.

Предыдущий сервис – региональный, в Минске он не представлен. Как же обстоят дела в столице? «Тайный агент» открывает вкладку популярнейшего среди минчан сервиса…

На этот раз «тайный агент» сказала, что своего авто у нее нет, так что предпочла бы работать на арендном. Менеджер сервиса уточнила стаж вождения, а затем порекомендовала конкретный таксопарк для аренды машины. В таксопарке снова спросили о стаже и поинтересовались наличием медицинской справки. Дальше для начала работы необходимо заключить договор подряда в офисе. То есть здесь мы уже имеем дело с официальным трудоустройством.

Чтобы понять, проверяют ли как-то практические умения водителей, мы обратились к таксисту Андрею, который уже не первый год за баранкой.

– Когда я впервые трудоустраивался, в компании у меня спросили, есть ли у меня 2 года водительского стажа, медицинская справка, документы на машину и удостоверение таксиста. Такое удостоверение должно быть у всех, кто работает водителем такси, но на практике оно встречается довольно редко. Конечно, все зависит от того, устраивается ли человек работать в крупную компанию или просто хочет подзаработать, собирая заказы через сервис.

При первом трудоустройстве мой практический опыт проверяли за счет недельной стажировки, где смотрели, как я вожу и общаюсь с клиентами. Сейчас полно вакансий для таксистов, в которых не требуется опыт работы, но потом наниматели смотрят трудовую и либо отказывают, либо предлагают месячную бесплатную стажировку. Относительно сервисов, то они просто заключают договоры с водителями-ипэшниками или компаниями. В этом случае прохождение механика и врача – забота водителя или перевозчика. А сами подумайте, будет ли ипэшник устраивать себе медосвидетельствование по утрам, – поделился наш собеседник.

Получается, что заказ такси – некая рулетка, где не угадаешь, насколько квалифицированный водитель вам попадется, в каком он будет состоянии и исправной ли окажется машина. При этом, согласно законодательству, такси могут остановить и досмотреть только транспортные инспекции, рейды которых встречаются в городах не так часто. Но вот вопрос: кто же будет нести ответственность в случае, если пассажир такси попадет в аварию?

Кто виноват?

Если ваш таксист официально трудоустроен в транспортную компанию, то в случае непредвиденных обстоятельств именно она будет нести ответственность перед законом. А вот с таксистами, работающими напрямую с сервисами заказа, ситуация не так однозначна. К примеру, водители-ИП отвечают за свои действия перед законом самостоятельно. Если же водитель просто подключился к сервису, не имея договора с компанией либо своего ИП… Здесь уже никто ни за что не отвечает, и в случае аварии на руках у клиента не окажется даже чека, чтобы доказать, что он ехал в транспортном средстве в качестве пассажира. Таким образом, человек, выбирая «серое» такси, действует сугубо на свой страх и риск.

Кристина СМОЛЬЯНОВА

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
25 апреля 2024 24 апреля 2024 23 апреля 2024
Все новости