test gtag

«Неопределенное время» истекло

Три с половиной месяца трудился бесплатно работник одной из организаций Ракова в Воложинском районе Минщины. Получить свои деньги ему удалось только после вмешательства профсоюза и 11 судебных заседаний.

На работу в ООО «Агроснабкомплект плюс» Михаил Авдеев (имя и фамилия изменены по этическим соображениям. – Прим. авт.) устроился в июле 2016 года. Эта частная компания, где трудятся порядка 50 человек, занимается производством и реализацией куриных яиц и мяса птицы, а также разрабатывает и выпускает оборудование для промышленного птицеводства.

Вакансию менеджера по продажам нашел по объявлению. Потенциальные работодатели обещали хорошую зарплату – 1 000 рублей (600 рублей + проценты за поиск новых клиентов) и служебное жилье. В ходе собеседования все заявленные бонусы подтвердились, и Михаил, не раздумывая, сменил место работы.

На то, чтобы вникнуть в суть нового дела, ушел весь август, но расчетный по итогам месяца Авдеев не получил, впрочем, как и зарплату.

– Руководство попросило меня войти в положение, аргументируя тем, что сейчас не сезон, – вспоминает Михаил. – Предложили немного потерпеть, мол, мой «вклад» окупится сполна, как только дела пойдут в гору. Я продолжал работать, но, общаясь с коллегами, пришел к выводу, что в такой ситуации находятся практически все работники.

«Новичок» вновь спросил, сколько он заработал за прошедшее время, и с удивлением узнал, что из его зарплаты вычли стоимость аренды жилья: сначала за одну комнату, в которой проживал Михаил (60 долларов), а в следующем месяце – и за всю двухкомнатную квартиру (120 долларов).

– Позже хозяева жилья выгнали меня на улицу, ведь, как оказалось, плату за квартиру они не получали. Пришлось ночевать в офисе, у знакомых, – продолжает Авдеев.

В конце концов терпение мужчины лопнуло, и он написал заявление об увольнении по окончании испытательного срока. Но наниматель все же уговорил остаться. Михаил согласился, решив, что сможет забрать заработанное если не деньгами, то товаром – индейкой. Он наладил хорошие связи с покупателями продукции (товар, кстати, нередко развозил на личном автомобиле), видел перспективу развития предприятия. Однако изменений к лучшему не происходило – ситуация в ООО «Агроснабкомплект плюс» только усугублялась. Доходило до того, что иногда просто нечего было везти клиентам…

Устав от пустых обещаний, 11 ноября Авдеев не вышел на работу и уехал в родные Барановичи. Еще некоторое время он удаленно работал на «Агроснабкомплект плюс», ожидая расчета, но, так и не получив ничего, в январе 2017 года подал исковое заявление в суд с требованием выплатить зарплату и сделать запись в трудовой книжке о периоде работы (поскольку фактически наниматель не увольнял Михаила).

Состоялось 8 заседаний суда, однако процесс не двигался с места: наниматель не предоставлял документы, запрашиваемые судьей, да и опрос свидетелей не позволял разрешить конфликт. Тогда Михаил Авдеев обратился за помощью в Минский обком профсоюза работников АПК. За дело взялся главный правовой инспектор труда обкома Кирилл Азаренко.

В первую очередь профсоюзный юрист постарался узнать, когда точно Михаила уволили, поскольку он работал «по не­определенное время». Трудовые отношения ведь закончились, но наниматель никаких приказов не издавал. За отправную точку пришлось взять день, когда Авдеев решил в одностороннем порядке прекратить трудовые отношения. Азаренко обратился в суд и попросил учинить запись в трудовой книжке о периоде работы с июля по ноябрь.

– Парадокс в том, что у нанимателя, кроме заключенного трудового договора, отсутствовали какие-либо другие документы на этого работника, – комментирует юрист. – Не был оформлен приказ о заключении с ним трудового договора, не выдавались расчетные листки, не велся учет рабочего времени. Михаила даже не ознакомили с должностной инструкцией и выполняемой работой. При трудоустройстве ему пообещали зарплату в размере 600 рублей, а в трудовом договоре, как выяснилось, значилась сумма 230 рублей. Но не платили даже эти деньги.

Для того чтобы определить период работы Авдеева, суд истребовал у нанимателя табеля учета рабочего времени. Но они, как рассказал главный правовой инспектор, оказались поддельными: вместо цифры «8» (количество часов рабочего времени) в графах стояли «4». Фактически же Михаил был занят полный рабочий день, что подтверждает трудовой договор. Профсоюзному юристу удалось найти свидетеля – человека, который, собственно, и вносил отметки в табеля. На суде он подтвердил, что подпись в предоставленных табелях не его. (Этот свидетель тоже не получал зарплату в «Агроснабкомплект плюс» в течение года. Правда, ему удалось компенсировать ее продукцией. – Прим. авт.)

После определения дня увольнения Михаил заручился поддержкой профсоюза и потребовал средний заработок за задержку выплаты окончательного расчета. Как отметил Кирилл Азаренко, руководство предприятия нарушило ст.73 Трудового кодекса, где говорится о сроках и периодичности выплаты зарплаты, и положение коллективного договора, согласно которому зарплату должны выплачивать 2 раза в месяц. У Михаила просрочка этой выплаты составила 136 дней, кроме того, образовалась задолженность по отпускным.

Кстати, директор ООО «Агроснабкомплект плюс» ни разу не появился в суде в течение всех 11 заседаний.

Благодаря профсоюзному юристу в пользу Михаила Авдеева удалось взыскать компенсацию за невыплаченную зарплату, неиспользованный отпуск, средний заработок за просрочку выплаты при увольнении, моральный вред, а также расходы на проезд и отправку корреспонденции для того, чтобы участвовать в заседаниях, – всего 2310 рублей. Кроме того, суд обязал нанимателя внести запись в трудовую книжку Михаила о периоде работы с формулировкой «уволен по соглашению сторон».

– В ходе судебных заседаний мы ходатайствовали о приглашении прокурора, поскольку наниматель грубо нарушил законодательство о труде, и у нас есть подозрение на подлог документов, но судья не удовлетворила это требование, – отметил Кирилл Азаренко. – Поэтому мы приняли решение обратиться в Минский областной суд, чтобы сообщить о противозаконных фактах.

Вероника СОЛОВЕЙ

P.S. В суд обратились еще 5 работников названной организации, тоже не получавших зарплату.