Ни досрочной пенсии, ни стажа: работа «не по закону» привела к печальным последствиям
Житель деревни Прончаки Ляховичского района Брестчины, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС Владимир Прончак не может воспользоваться положенной ему досрочной пенсией из-за нехватки трудового стажа.
Чернобыльская история
Повестка в военкомат, полученная в апреле 1987 года на имя Владимира, испугала семью Прончаков. Только-только стали приходить в себя от недавней трагедии – в армии погиб младший сын, как призвали еще и 29-летнего Володю на ликвидацию последствий аварии на ЧАЭС.
12 дней парень провел в 10-километровой зоне (в поселке Новошепелевичи), непосредственно у реактора. Оставшееся время Прончак работал в 30-километровой зоне. Об этом свидетельствует справка из Центрального архива Министерства обороны, имеется и особая отметка в военном билете: «С 20 апреля по 30 мая 1987 года принимал участие в ликвидации аварии на ЧАЭС, полученная доза рентген составляет 9,96». Воинская часть № 07288, в которой служил Прончак, была сформирована специально для ликвидации последствий страшного ЧП. Сам Владимир вспоминать прошлое не любит и не хочет – дорого оно ему стоило, лишило здоровья, семьи, а вот его брат Иван говорит, что когда увидел Володю по возвращении, то даже сердце заныло; грешным делом подумал: «Не жилец брат…»
Однако все обошлось. Владимир остался в родной деревне, работал в местном СПК и в нескольких частных фирмах. Тогда его мало волновало, что последние не утруждали себя оформлением трудовых отношений. Зарплату платили – и уже хорошо. К тому же здоровье не всегда позволяло трудиться, а частник к невыходам на работу относился лояльно. Такое положение дел устраивало обе стороны, но до поры до времени.
В поисках выхода
В марте 2008 года Прончаку исполнилось 50 лет, и он решил воспользоваться правом досрочно выйти на заслуженный отдых как участник ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Статья 32 Закона «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы в Чернобыле, других радиационных аварий» давала ему право получить пенсию на 10 лет раньше (как находившемуся в 1986–1987 годах не менее 10 суток в 10-километровой зоне. – Прим. авт.). Однако комиссия по назначению пенсий Ляховичского райисполкома отказала Владимиру, сославшись на ст. 11 Закона «О пенсионном обеспечении». Названная законодательная норма гласит, что для назначения пенсии по возрасту мужчинам требуется иметь 25 лет общего трудового стажа, а вышеупомянутая статья 32 не содержит льгот по снижению требуемого общего стажа работы, который у Прончака на тот момент насчитывал менее 20 лет.
…За последние 10 лет ничего не изменилось. Сегодня общий трудовой стаж Прончака составляет 21 год 1 месяц и 29 дней. Разумеется, что на очередное его обращение в управление по труду, занятости и социальной защите Ляховичского райисполкома в январе этого года пришел отрицательный ответ.
– Владимиру Владимировичу стоило задуматься о своем будущем и официально устроиться на работу еще 10 лет назад, – рассуждает главный правовой инспектор труда Брестского обкома профсоюза работников культуры, информации, спорта и туризма Сергей Василюк, на правовой прием к которому Прончака привел брат. – Не государство, не профсоюзы и не родственники, а сам гражданин должен реализовывать свои права. У Прончака же нет необходимого стажа для начисления пенсии по возрасту и медицинского заключения о состоянии здоровья, следовательно, не может быть получена и группа инвалидности, а по достижении пенсионного возраста он может рассчитывать только на социальную пенсию.
Начальник отдела Департамента по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС Наталья Кохановская констатирует, в свою очередь, что льготы для пострадавших от аварии на Чернобыльской атомной станции в нашей стране действуют, но чтобы пользоваться льготами, необходимо доказать право на них.
Председатель комитета ветеранов-чернобыльцев Белорусского общественного объединения ветеранов Владимир Каменков отмечает, что в стране насчитывается 73 тыс. человек, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС. Каждому обратившемуся за помощью и комитет, и Департамент по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС готовы помочь. В случае с Владимиром Прончаком есть два пути решения проблемы: либо наработать необходимый стаж, либо оформить инвалидность, если для этого есть основания.
Жить и работать законно
В судьбе Прончака приняло участие и Ляховичское районное объединение профсоюзов.
– Владимиру и родственникам, которым приходится его содержать, даны разъяснения законодательства, – отмечает председатель объединения Светлана Курец. – Я вижу здесь несколько проблем. Первая заключается в том, что человек махнул на себя рукой и не желает предпринимать конкретных шагов для решения задач, поставленных перед ним жизнью. Вторая – в наличии нанимателей, незаконно использующих людской труд (без надлежащего оформления трудовых отношений, с выплатой заработной платы «в конверте», без уплаты взносов в ФСЗН). Создавать у себя профсоюзные организации такие «деятели» тоже не хотят, в итоге страдают люди. Пример Прончака – явное тому доказательство.
Галина СТРОЦКАЯ