test gtag

Пернатая экзотика

Житель Вилейки Владимир Альфер выращивает кур-иностранок. Сегодня в его хозяйстве живет порядка 30 символов будущего года – птиц редких для Беларуси пород.

Правда, птиц именно красной окраски (а 2017 год, как известно, – год Красного Огненного Петуха) среди них нет. Зато есть черной, золотистой в крапинку, разноцветной.

Животных Владимир Николаевич любил с детства. Постоянно возился с ними, когда, будучи мальчишкой, ездил к бабушке с дедушкой, державшим хозяйство. А в 1984 году, построив свой дом, решил завести кур. Вначале обычных, деревенских. Среди них оказалось немало помесных. Птицы, которых содержат на фабриках, Владимира Альфера не устраивали: по его словам, они все на «одно лицо» и выведены только лишь для производства яиц. Да и живут недолго.

Когда «ресурс» деревенских кур был исчерпан, наш герой задался вопросом: а какие вообще существуют виды этих птиц? Из справочников узнал, что всего их насчитывается более 300 пород, и занялся поиском.

– Самая большая проблема – достать материал, – признается Владимир Николаевич. – Дело в том, что некоторые держат интересные, но не всегда чистые породы, то есть у птиц имеются нарушения породных признаков из-за смешения в более ранних поколениях. К тому же наши заводчики зачастую покупают петуха и кур из одного гнезда, и цыплята в результате получаются хилые, болезненные. Нужно искать как минимум два неродственных стада, причем отвечающих всем показателям породы.

Первые яйца Владимир привез из Одессы. Потом география поисков расширилась за счет России, Германии, Бельгии. Начиналось все с брам и кохинхинов – красивых крупных птиц, но со временем от них пришлось отказаться из-за низкой яйценоскости и очень долгого «взросления» (цыпленок брамы становится половозрелым петухом только в 10 месяцев). Более того, желающие купить редкую птицу выбирали в основном кур, так как они уже были готовы нести яйца. Петушки оставались, и их приходилось «пускать на мясо». И хозяин решил переходить на яйценоские и быстро растущие породы.

Сегодня любимая порода заводчика – фавероли, или французские наседки. За оригинальный внешний вид Владимир Николаевич зовет их «мушкетерами». Куры этой породы приносят до 180 яиц в год и отличаются качественным мясом (во Франции оно считается одним из лучших).

– Долго держал гамбургских кур, – рассказывает птицевод. – Недавно, к сожалению, погиб последний петушок этой породы, но в следующем году планирую снова их завести. Птицы симпатичные, любят полетать, относятся к голландской селекции. Называются так потому, что когда-то их привез в Англию корабль из Гамбурга.

Есть у Владимира Альфера и куры старинной породы «Павловская». Выведена она была еще до Октябрьской революции в районе села Павлово Нижегородской области, потом на какое-то время о ней забыли. Восстановлением павловской породы занимался птицевод Вячеслав Комов из Санкт-Петербурга. К нему-то и обратился Владимир Николаевич.

Побывал белорус и в Канаде: ездил за яйцами виандота – единственной породы, выведенной в Северной Америке. Правда, вывезти их оттуда было проблематично.

– Я сложил материал в лотки, упаковал в ручную кладь, но у сотрудников аэропорта при досмотре возникли вопросы, – вспоминает собеседник. – Честно признался, что везу куриные яйца. Тем не менее они захотели пропустить мой багаж через рентген. Но ведь рентгеновское облучение может погубить зародышей! К счастью, история все же закончилась хорошо.

А в прошлом году заводчику попались несколько яиц породы гудан. Однако они долго ехали из Бельгии, и вырасти удалось лишь одному петуху. Внешний вид гуданов настолько понравился Владимиру, что он загорелся идеей выращивать их. Но где найти кур? Поразмыслив, птицевод решил подселить к гудану представительниц другой породы, и цыплята получились довольно симпатичные. Подросших птиц он скрестил с виандотами – для «хвостатости» и подселил к гудану. Говорить о новой породе, по словам заводчика, еще рано, так как породные признаки сохраняются поколениями.

Интересуемся у собеседника, много ли усилий требуется для того, чтобы из яиц вывелись цыплята.

– У породистых птиц инстинкт высиживания практически уничтожен, – рассказывает он. – Только брамы иногда могут сидеть на яйцах, а так нужно использовать инкубаторы (у меня их четыре). При этом необходимо переворачивать яйца, постоянно следить за температурой, уровнем влажности.

В целом же для пород, которые сейчас есть у Владимира Альфера, специальные условия содержания не нужны. Главное, чтобы курам было просторно: желательно размещать их из расчета 4 особи на один квадратный метр. У Владимира Николаевича на 6 птиц приходится 2 квадратных метра.

– Нужно учитывать, что петухи – жуткие собственники и на своей территории не терпят конкурентов, – отмечает птицевод. – Чтобы избежать конфликтов, перед тем как высадить птицу после отбора яиц, я провожу с петухами беседу о правильном поведении (смеется) и высаживаю их в темноте. Утром все оказываются на новом месте, поэтому никто не считает себя хозяином.

Ирина ЯНУШКЕВИЧ

Фото автора