Без рубрики

Почему Венера Милосская – самый любимый пользователь всех сисадминов

Международный день системного администратора (System Administrator Appreciation Day, SAAD) ежегодно отмечается в последнюю пятницу июля.

О специфике работы системного администратора специально для 1prof.by рассказали организаторы единственного в Беларуси сообщества системных инженеров Innovation Technology Group Дмитрий Степанов и Антон Новиков.

– Мы не системные администраторы, – сразу поправляет меня Дмитрий Степанов. – Сисадмин обслуживает техническое оборудование компании. А системные инженеры развивают систему и внедряют что-то новое. Их еще называют системными архитекторами.

На двоих у Дмитрия и Антона больше 20 лет работы в профессии. За это время они успели поработать в государственных и частных организациях, финансовых и фармацевтических компаниях, в сфере логистики, аутсорсинга, продаж. Для системных инженеров специфика компании не имеет значения.

– Отличия есть между профильными компаниями, работа которых так или иначе связана с информационными технологиями, и непрофильными, – объясняет Антон Новиков. – Разница заключается в уровне знаний руководства и управляющего состава. В профильных организациях понимают цель, с которой берут специалиста, и четко ставят перед ним задачи. В непрофильных же часто берут на работу эдакого компьютерного мальчика на должность «наш Леша». Просто чтобы был.

Мастер на все руки

По словам Дмитрия Степанова, для большинства компаний, работа которых не связана с IT, не так важно, имеет ли системный инженер 10-летний опыт работы в крупных проектах или же только недавно закончил профильные курсы. Иногда требуют диплом о высшем образовании и опыт работы от 5 лет.

– На самом деле в нашей сфере есть десятки градаций специалистов. Это эникейщики (инженеры техподдержки), DevOps-инженеры, релиз-инженеры, системные администраторы в команде разработки, узконаправленные администраторы веб-серверов, баз данных, почтовых, доменных, систем хранения и так далее, – перечисляет Дмитрий.

Главная задача сисадмина, чтобы вверенная ему инфраструктура работала, желательно бесперебойно. Нужно все время обновлять и программное обеспечение, и технику, а значит, развивать инфраструктуру.

– Поэтому еще одна важная задача сисадмина – все время учиться. Стоящий на месте инженер – не инженер, – заключает Дмитрий Степанов.

Во многих непрофильных компаниях в обязанности сисадмина вменяют  и другие работы, которые, по мнению руководителя, связаны с IT: от заправки картриджа до сборки компьютерного стола.

– Когда-то я пару месяцев работал в одной компании системным инженером. Свои непосредственные обязанности выполнял только на 10%. В остальном чем я только ни занимался: случалось, и двери, и замки менял, – вспоминает организатор ITG.

Уровень компьютерной грамотности: отлично владею интернетом

Несмотря на широкое распространение современных технологий, большинство людей остаются компьютерно безграмотными.

– Есть руководители, которые стараются прислушиваться и вникать в то, что говорит системный инженер, даже если они далеки от технической сферы. Другие же принципиально не хотят тратиться и в штыки принимают предложения сисадмина, когда он, например, подходит с вопросами резервного копирования. Это как с автомобилем. Тебе говорят: поменяй масло. А зачем? Она еще и так лет 10 проездит! В итоге приходится менять двигатель, – приводит пример Дмитрий Степанов. – Часто бывало, что деньги на новое оборудование выделялись, только когда случалось худшее.

По словам организаторов Innovation Technology Group, в 90% случаев причина сбоя компьютера – сами пользователи.

– Не так залез, не то поставил, не туда вставил, что-то не то скачал, дернул ногой шнур, залил водой из чайника. Примеров из практики – масса. Не зря мои коллеги шутят, что самый любимый пользователь сисадминов – Венера Милосская. В силу некоторых физических недостатков она не может ничего сломать, – улыбается Антон Новиков.

Системный инженер вспоминает случай, когда к нему за помощью пришел коллега и грустно сказал, что ему перестали приходить письма – наверное, почта сломалась. Как потом оказалось, писем ему просто никто не посылал.

– Я знаю много офисов, в которых нет сисадминов. И они прекрасно справляются, сами решают свои проблемы, иногда даже успешно. Но как только в коллективе появляется специалист, желание самостоятельно подумать над решением будто отключается, и его начинают дергать по любому поводу. Проверьте сначала, включен ли монитор, а потом уже зовите на помощь! – советует Дмитрий.

Часто больной пытается лечить себя сам или еще «лучше» – подслушивает методы лечения, сидя в очереди, или берет их «из интернета». У специалистов IT тоже есть такая проблема. Однажды к системному инженеру обратился пользователь с претензией: «Я не могу работать в программе, потому что у меня стоит браузер Internet Explorer 8». На вопрос, почему он так решил, тот ответил: прочитал на форуме.

Если вы находитесь в компании айтишников и совершенно не понимаете, что они говорят, вероятнее всего, вы плохо учили английский язык.

– Профессиональный жаргон специалистов нашей сферы основан на англоязычной терминологии. Первые операционные системы были нерусифицированными, и многие английские названия стали использовать в обиходе, – объясняет Дмитрий Степанов.

Один раз сисадмин – всегда сисадмин

Как шутливо говорят специалисты, для них нет ничего невыполнимого, есть только дорогостоящее.

– Часто бывает, что с технической стороны решение реализуемо, однако компания просто не может себе позволить воплотить идею в том виде, в котором хотелось бы. Директор может увидеть в «Стар Треке» голограмму говорящей головы и захотеть, чтобы такая же появлялась вместо него на совещаниях. Это реально, вот только с финансовой точки зрения он еще не готов, – говорит Антон Новиков.

– Бывает, что перед тобой ставят действительно сложные задачи. Например, реализовать кластерную систему отказоустойчивости на незнакомом оборудовании с незнакомым ПО, чтобы в сисадминской загоралась лампочка в случае поломки кондиционера. И ты сидишь над проектом 3 дня и 3 ночи. А потом все начинает работать… Моральное удовлетворение, которое ты чувствуешь в этот момент, ни с чем не сравнить, – улыбается Антон.

Вершина признания сисадмина, когда бухгалтер зовет к себе, потому как ничего не работает, а стоит «специалисту по железу» лишь приблизиться к кабинету, процесс запускается.

– Не раз слышали такое в свой адрес. Существует поверье, будто бы с каждым годом у тебя на метр увеличивается аура, которая волшебным образом заставляет всю технику вокруг тебя работать, – смеются системные инженеры.

Есть и обратная сторона популярности.

– Я редко отказываю, когда меня просят посмотреть компьютер. Особенно если просят родные. Но однажды был вопиющий случай, когда поехал в гости к своему тестю. Я поднимаюсь по лестнице, как вдруг сосед тестя выскакивает на площадку и тянет меня в свою квартиру со словами: «Тыжпрограммист!» – рассказывает Дмитрий Степанов.

Берегите своих сисадминов и не беспокойте их по пустякам.

Диана ФИЛИМОНОВА