Без рубрики

Психолог: «Частая ошибка в деловом общении – неумение установить зрительный контакт»

Как не совершить досадных ошибок при общении с деловыми партнерами или коллегами, порталу 1prof.by рассказала преподаватель ораторского искусства, психолог, тренер TEDx, руководитель Центра обучения риторике «Диалог» Ольга Баева.

– Ольга Абрамовна, в чем заключается особенность делового общения?

– Оно всегда целенаправленно и, в отличие от дружеского, по итогу должно завершиться достижением предметной договоренности. Вторая особенность – в личной жизни мы окружаем себя приятными людьми, а по работе порой вынуждены общаться с теми, с кем необходимо. И деловые отношения нельзя прервать просто потому, что человек нас не устраивает.

Также следует понимать, что в общении по работе партнера прежде всего интересует то, насколько вы ему будете полезны. Но даже самое выгодное предложение можно провалить своим поведением. К примеру, невоспитанностью.

– Какие ошибки люди часто допускают в деловом общении?

– Очень распространено неумение установить зрительный контакт со своим визави. Вместо внимания к нему – внимание к себе: нормально ли я выгляжу, правильно ли говорю. При этом собеседник остается незамеченным. Он не чувствует интереса к себе, общение происходит формально. Неумение или нежелание смотреть в глаза воспринимается как некоммуникабельность, и такое поведение крайне нежелательно при устройстве на работу.

Кстати, еще одна популярная ошибка на собеседованиях – признаваться в том, что устраиваетесь на эту работу вынужденно. Недавний пример: молодая симпатичная соискательница доверительно рассказывает, что получает мало, под угрозой сокращения, а живет с ребенком одна, муж алименты не платит. Опыта в данной сфере нет, но есть готовность все освоить – жить-то надо. Несложно догадаться, каким был итог.

– Но, представим, человек успешно прошел собеседование, и вот он – среди новых коллег. Как следует строить общение, чтобы успешно влиться в коллектив?

– Обычно люди делятся на два типа: кто-то из новичков сразу пытается стать «своим», а кто-то, наоборот, старается держаться особняком. По опыту могу сказать: чтобы стать частью команды, нужно сначала внимательно изучить обстановку, присмотреться к каждому человеку, понять, какие отношения связывают ваших коллег. В любом коллективе существует определенное распределение ролей, и нарушение этой картины вызывает сопротивление. Причем новичку вообще себя никак не проявлять тоже неправильно – это может быть истолковано не в его пользу. Так что нужно быть готовым принять ситуацию, постепенно знакомиться с коллегами, обращаться к их помощи, если понадобится, относиться к ним с доверием и не торопить события. Если вы на своем месте, через какое-то время вам будет комфортно в новом коллективе.

На равных проще

– От чего зависит результат делового общения?

– Разговор с партнером или коллегами происходит в определенной речевой ситуации, результат которой зависит не только от интересов участников, но и от отношений между ними. Представьте, как вы будете реагировать на распоряжение директора, когда он разгневанно отчитывает коллектив и когда спокойно проводит совещание?

Итог общения также определяется намерениями или целями участников. Если коллектив собрался послушать информацию по распоряжению руководства и тема выступления навязана, то выступающему придется нелегко. Равнодушие зала тот сможет ощутить по нездоровой тишине, и «польза» такого речевого воздействия очевидна. Немаловажны и условия: место, время и обстановка. Ведь не зря же совещания, как правило, проводятся утром в начале недели.

– Как следует выстраивать общение на уровне «начальник – подчиненные», чтобы добиться большей эффективности в работе?

– Отношения в коллективе во многом определены социальными ролями, статусом участников. И это важно в деловом общении. Когда соблюдается субординация, распоряжения даются четко, быстро и в идеале так же исполняются. Но не всегда такой подход положителен. Во-первых, работник может не понять целесообразность той или иной задачи. Во-вторых, психологически прямые указания не очень приятно выполнять. И в-третьих, подчиненный видит нюансы, которых может не знать руководитель. Но как он о них расскажет, если поставлена задача и ее надо выполнить?

Сегодня, однако, в некоторых организациях складывается другая корпоративная культура, распространенная на Западе. Она предполагает более демократичные отношения между начальством и подчиненными. То есть прежде, чем принять какое-либо решение, его можно обсудить. Тогда на первое место выходит авторитет знаний: я делаю это, потому что так будет лучше, а не потому, что мне сказали так сделать.

– А если все же довелось работать с авторитарным руководителем, которого, мягко говоря, побаиваешься?

– Общение партнеров может происходить в 3 вариантах: на равных, вы внизу или вы вверху. Так вот, более низкий статус провоцирует подчиненного чувствовать себя именно внизу. Но нужно попробовать психологически настроиться на общение на равных. Американцы придумали хорошую формулу «Ты ОК – я ОК»: мой статус не означает, что со мной что-то не так! Если я уверенно себя чувствую, значит, могу все спокойно изложить, выслушать, обсудить, а если надо, и принять.

Еще один совет: не делайте поспешных выводов, не накручивайте себя, когда произошел какой-либо конфликт или неприятный разговор. Успокойтесь и оцените ситуацию: есть ли в этом ваша вина, и если да, то в чем конкретно она заключается. Что нужно предпринять сейчас, и что сделать в следующий раз по-другому.

Не стоит забывать и о психологических приемах. Можно представить строгого начальника просто как личность – как он общается со своей семьей, чем занимается в свободное время, какие у него трудности, недомогания и т.п. – ведь он такой же человек, как и все. После таких размышлений отношение к руководителю, как правило, меняется.

Порядочность приводит к успеху

– Что можно сказать о культуре делового общения?

– Она предполагает умение видеть в партнере не только нужную, но и полноценную интересную личность со своими особенностями. По мнению специалиста по этике и психологии бизнеса профессора Феликса Кузина, первая и самая важная ценность в деловых отношениях – честность и порядочность. Мировой практикой доказано, что подлинно успешные деловые отношения соответствуют формуле: преуспевание есть профессионализм плюс порядочность.

Еще один важный принцип проявления культуры делового общения – терпимость. Стоит осознавать: то, что мы считаем недостатками или слабостями наших коллег и партнеров, возможно, связано с нашим восприятием ситуации и нашими психологическими особенностями. Поэтому следует постараться объективно отнестись к себе и работать над налаживанием отношений с другими людьми, а не стремиться с ходу воздействовать на них. Необходимо быть тактичным, справедливым, требовательным к себе, принципиальным, уважать особенности и мнение окружающих.

Подводя итог, скажу, что важнейшее качество культуры делового общения – умение создать в коллективе благоприятную атмосферу, которая способствует взаимопониманию и продуктивному взаимодействию.

Ирина ЯНУШКЕВИЧ