Равнение на пешку, или Как получать удовольствие от игры в шахматы
Так ли это на самом деле, накануне Международного дня шахмат порталу 1prof.by рассказала председатель Белорусской федерации шахмат, международный мастер и арбитр высшей категории «А», тренер FIDE Анастасия СОРОКИНА.
– С чего началось ваше знакомство с шахматами?
– Мне было 5 лет, когда бабушка научила меня играть по легендарной книге Юрия Авербаха «Азбука шахмат». Первыми соперниками стали папа и дедушка. Теперь я даже не знаю, чем бы могла заняться, если бы завтра сказали: шахмат больше нет.
Я считаю, что эта игра, в принципе, помогает любому человеку: дает возможность просчитывать варианты развития событий, искать оптимальные ходы не только за шахматной доской, но и в жизни. Если мы обратимся к статистике, то увидим, что многие известные бизнесмены и политики в детстве занимались шахматами. Это свидетельствует об огромной пользе игры.
– Вы стали одной из организаторов чемпионата мира для детей по рапиду и блицу. Как пришли к этой идее?
– Случилось это в марте прошлого года, когда я была на президентском совете FIDE (Международная шахматная федерация. – Прим. авт.). Мы давно думали организовать массовый детский турнир и сразу же замахнулись на чемпионат мира по быстрым шахматам и блицу среди мальчиков и девочек до 8, 10, 12 лет. Вообще я считаю, что будущее за «молниеносными шахматами». И если во времена Карпова, Каспарова, моего дяди – гроссмейстера Виктора Купрейчика игрались «партии с откладыванием» – по нескольку дней, то сегодня даже в классических шахматах поединок в среднем длится около 5–6 часов. Тем не менее назвать быстрые шахматы «ноу-хау» нельзя – они существовали всегда, а вот активно продвигаться начали недавно.
– Возникали ли трудности при реализации проекта?
– Организационные нюансы в проведении масштабного мероприятия есть всегда, но у сплоченной команды Белорусской федерации шахмат уже есть богатый опыт проведения подобных международных турниров. Здорово нас поддержали Министерство спорта и туризма, Национальный олимпийский комитет, Президентский спортивный клуб, заинтересованные государственные структуры. Турнир превзошел все ожидания: в этом году у нас играли уже более 750 шахматистов из 27 стран. Благодаря образцовой организации первого чемпионата мира в Минске FIDE доверила нам проводить это соревнование еще 2 года.
– Вы создали школу для юных любителей шахмат. Какой подход к обучению там используют?
– Мы стараемся сделать так, чтобы дети во время занятий не скучали. Школа шахмат FIDE в Беларуси первой начала активно использовать принцип игры, где нет проигравших. Для ребят, начавших заниматься недавно, очень важно понимать, что они могут не только чему-то научиться, но и выиграть. Так они будут получать дополнительный стимул и постепенно развивать в себе любовь к шахматам.
– Не сложно ли им браться за столь серьезную игру?
– Я бы не сказала, что шахматы чем-то отличаются от других видов спорта. Когда родители отдают ребенка в секцию, они должны понимать, что в любом случае придется столкнуться со стрессом, слезами, переживаниями, радостью побед и горечью поражений. Все это воспитывает характер ребенка. И совсем не важно, станет ли он профессиональным шахматистом, важно, чтобы ему нравилось такое проведение досуга. Иногда родители пытаются выдать свои стремления или несбывшиеся надежды за желания ребенка. В таком случае я советую больше прислушиваться к детям.
– Вы более 4 лет являлись тренером «Шахматной академии» в Австралии. Используете ли в своей работе полученный там опыт?
– Несомненно! Пребывание в Австралии перевернуло мое представление о шахматах. Во времена советской школы этот вид спорта был профессиональной и очень серьезной деятельностью. Слова тренера воспринимались как закон, а каждое поражение – как трагедия. В Австралии я узнала, что есть и другие системы. Помню, сильно удивилась, когда после урока у деток спрашивали: «Did you have fun today?» («Тебе было весело сегодня?») Думала: боже, что они говорят, это же шахматы! Я – воспитанница той самой советской шахматной школы, где во главе угла всегда стоял результат, долго не могла понять, что от игры в шахматы можно и нужно получать удовольствие.
– Конечно. Например, в нашей республике растет количество шахматных школ. Не побоюсь заявить, что в данный момент в Беларуси этот вид спорта переживает настоящий бум. Родители понимают, что шахматы не только развивают детей, но и готовят их самостоятельно принимать решения в будущем. В прошлом году мы запустили пилотный проект с детским хоккейным клубом «Динамо»: одна команда занималась шахматами полгода, другая этого не делала. Мы договорились, что если тренер увидит какой-либо прогресс у ребят, то, помимо хоккейных тренировок, у них появятся занятия шахматами. В следующем году планируем привлечь к этому проекту еще больше юных хоккеистов.
– А как обстоят дела со взрослыми?
– Какое-то время интерес поступал от родителей, которые не могли угнаться за своим ребенком, они понимали: их начинают «обыгрывать». Тогда мы открыли группы для взрослых. Правда, они немногочисленные. Если говорить о профессиональных спортсменах, то у нас сильная мужская сборная. Очень дружная, устремленная к победам, молодая и перспективная женская команда.
– Девушкам сложно в шахматах?
– Нет. Они просто по-другому играют. Если мужчины больше используют логическое мышление, выстраивая концепцию игры, то девушки действуют импульсивнее. Могут, выражаясь шахматным языком, «зевнуть». Поэтому тренер женской национальной сборной Андрей Ковалев сильно переживает за итоговый результат, пока не останавливают часы (смеется). Женские шахматы все-таки более непредсказуемые.
– Что бы вы как опытный игрок и тренер могли посоветовать желающим начать играть в шахматы?
– Самое главное – помнить, что здесь нет возрастных, гендерных и других ограничений. В шахматы может играть каждый в любое время и в любом месте. Все, что нужно, – шахматная доска и партнер. Хотя, можно играть и одному (смеется)! Профессиональные шахматисты обходятся даже без доски. Важно не бояться начинать – наличие в шахматах таланта не всегда дает отличный результат. Порой хорошая работоспособность и заинтересованность гораздо ценнее. Существует стереотип, что все шахматисты – математики. Да, логика в шахматах нужна, и ее можно развить. Но даже на международной арене успешно играют в шахматы многие гуманитарии.
– Чего ждать от шахмат в будущем?
– Недавно мы подали заявку на проведение Всемирной шахматной олимпиады 2022 года, неделю назад ее одобрил Президентский совет. Теперь ждем ответа от Генеральной ассамблеи FIDE. Если решение будет принято положительное, то Минск получит уникальную возможность провести крупнейшее планетарное шахматное соревнование.
Виктория БАТАН
Фото из личного архива Анастасии СОРОКИНОЙ