Наверх

Руководитель ансамбля «Белая Русь» Анатолий Карпович: самое сложное – создать танцора

06 октября 2017

Как вырастить артиста и почему народный танец таит в себе секрет молодости? Об этом и многом другом накануне Дня работника культуры мы поговорили с руководителем заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь ансамбля танца «Белая Русь» Анатолием Карповичем.

Делу нужно отдаваться полностью

Анатолий Леонидович – педагог, балетмейстер, хореограф, обладатель почетного знака «Отличник образования Республики Беларусь», лауреат премии Федерации профсоюзов Беларуси в области литературы, искусства, журналистики и любительского творчества (2001 год), а также член комиссии по премиям ФПБ. Более 30 лет он работает в Национальном центре художественного творчества детей и молодежи в Минске.

Мы встретились с Анатолием Карповичем в перерыве между репетициями.

– Самое сложное в нашей профессии – создать танцора, – замечает хореограф. – Этому делу нужно отдаваться полностью, и главное – обоюдное желание. Без общего стремления ничего не получится. Конечно, время учебы в колледже искусств – слишком малый срок, чтобы «вылепить» настоящего артиста. Но если в человеке природой заложена хоть капля творческих способностей, то их можно с успехом развивать.

Ансамбль «Белая Русь», к слову, одним из первых в столице среди взрослых любительских коллективов получил звание заслуженного (в 2008 году). В нем танцуют 40 человек в возрасте от 15 до 20 лет. Перед тем как попасть в коллектив, ребята целый год тренируются в подготовительной группе. В «Белую Русь» Анатолий Леонидович приглашает и студентов Минского государственного колледжа искусств, где он преподает. Кстати, культурно-просветительское училище (как назывался колледж искусств раньше. – Прим. авт.) в свое время сыграло в жизни преподавателя судьбоносную роль.

Хотел стать фрезеровщиком

1976 год, Дворец культуры Минского тракторного завода. Семиклассник Толя Карпович пришел заниматься бальными танцами – хотелось научиться красиво двигаться, чтобы не выглядеть глупо на танцевальных вечерах. Спустя два года парень поступил в культпросветучилище, где увлекся народными танцами.

– Летом я подрабатывал пионервожатым в лагере, – вспоминает наш собеседник. – Со мной на смене трудилась хореограф из Литвы. На одном из мероприятий меня попросили станцевать. Литовскую гостью мое выступление впечатлило, и она сказала, что мне обязательно нужно продолжать в том же духе. Это подтолкнуло меня к правильному выбору, ведь поступать-то я собирался на фрезеровщика, уже даже документы подал…

После окончания училища Анатолий Леонидович поступил в Институт культуры. Окончив вуз, ушел служить в армию. Но даже и там он не расставался с творчеством – был главным хореографом в Ансамбле песни и пляски внутренних войск Прибалтийского военного округа. Вернувшись «на гражданку», получил приглашение работать в Республиканском Дворце пионеров и школьников БССР (ныне Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. – Прим. авт.). Возглавил народный ансамбль танца «Веселуха» (сейчас «Белая Русь»), который при новом руководителе поднялся на более высокий профессиональный уровень.

Красота белорусских слов, переложенная на язык танца

Автором номеров с поэтическими названиями «Арэлi», «Гусачок», «Саламяныя хлапчукi», «Каразель», «Беларускiя карункi», «Путанка-распутанка» и, конечно же, визитной карточки коллектива – хореографической композиции «Белая Русь» является непосредственно Анатолий Леонидович. У коллектива нет стандартных выступлений – ансамбль танцует свое, оригинальное, исключительно белорусское. Главное отличие от других – народно-сценический жанр, в основе которого – фольклор в современном видении, дополненный различными танцевальными элементами. Как признается хореограф, вдохновением к созданию аутентичных номеров служат красивые белорусские слова – танец выступает их своеобразной аранжировкой.

Наставник умеет замотивировать, вовлечь в искусство. Были времена, когда участники ансамбля оставались тренироваться после окончания репетиций, оттачивая мастерство до идеала. Сегодня, по словам хореографа, таких энтузиастов нет. Тем не менее у Карповича немало одаренных воспитанников, которые сегодня работают не только в белорусских коллективах, но и за рубежом: во Франции, Японии, Америке. Многим искусство, которому научил наставник, приносит хороший заработок. Вот и бывший выпускник «Белой Руси» Василий Карпов сейчас является правой рукой преподавателя, трудится репетитором и отрабатывает с ансамблем номера, поставленные Карповичем.

– Моя жизненная позиция такова: внести существенный вклад в развитие белорусской хореографии, — признается Анатолий Леонидович. – Для меня важно, чтобы белорусское творчество не считалось местечковым, а было настоящим искусством. Я люблю свою работу. Хоть это прозвучит и банально, но чтобы стать хорошим специалистом, нужно отдавать себя профессии полностью. Каждый день требует новых сил и задумок. Нужно двигаться. Хореография и есть движение, и ты молодеешь, глядя на молодежь.

Вероника СОЛОВЕЙ

Фото Валерия КАРТУЛЯ

Лента новостей
Слушать радио
Новое радио Народное радио
Лента новостей
16 апреля 2024 15 апреля 2024 14 апреля 2024 13 апреля 2024 12 апреля 2024
Все новости