Без рубрики

Школьно обусловленные болезни: зрение продолжает падать, зато осанка стала лучше

В вопросе, кто несет большую ответственность за здоровье школьников — родители или педагоги, специалисты однозначно выбирают первый вариант. Ведь школы находятся под постоянным контролем, в том числе медиков. Семью же проконтролировать сложно, сообщает belchas.by.

К концу подходят самые длительные школьные каникулы. Скоро детям и их родителям придется вспомнить об уроках, домашних заданиях, учебниках, портфелях. Тем временем врачи напоминают: позаботьтесь заранее не только об «укомплектованности» ученика, но и о его здоровье. Во многом именно родительское внимание и ответственность помогают снизить вероятность развития так называемых школьно обусловленных болезней.

Проблемы прямо со школьной скамьи?

Исходя из государственного доклада «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Республике Беларусь в 2015 году» состояние здоровья детей до школы и во время учебы отличается. Так, среди ребят 3-5 лет относящихся к 1-й группе здоровья было на 7% больше, чем среди 6-17 лет. В то же время удельный вес школьников, имеющих 3-ю и 4-ю группы, на 7,9% выше по сравнению с дошкольниками. Как пояснила заведующая отделением гигиены детей и подростков Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла Малахова, последние не так много учатся, чаще бывают на воздухе, не сидят долго перед телевизором или за компьютером.

Однако говорить, что определенные нарушения появляются у ребенка буквально сразу, как он сядет за парту, нельзя. Ведь в начальной школе строго следят за рассаживанием, проводят двигательную и зрительную гимнастики. Проблемы начинаются примерно с 5-го класса, когда ученики уже не так дисциплинированы. Меняется и двигательная активность: старшеклассники на переменах сидят в классах, уткнувшись в телефоны. Такой образ жизни не лучшим образом сказывается на здоровье позвоночника и зрительного аппарата.

Чем парта лучше стола

То, что за время обучения дети приобретают нарушения осанки и зрения, знают многие. Подтверждают это и специалисты. В 2015 году у 8,1% от всех осмотренных детей 6-17 лет были выявлены проблемы с осанкой. Для сравнения, в 2006-м заболеваемость составляла 9,1%. Снижению показателей способствовало принятие дополнительных мер.

«Санитарными нормами и правилами регламентировано, что передний край поверхности сиденья должен заходить за передний край рабочей плоскости как минимум на 4 см. Тогда посадка считается правильной. Если в классе установлены столы и стулья, то соблюсти это требование сложно — дети сами выбирают расстояние, которое оказывается больше положенного в несколько раз, — отметила Алла Малахова. — В 2010 году мы внесли в правила требование о том, что в начальной школе должны использоваться преимущественно парты. Конечно, одномоментно помять мебель во всех школах не представляется возможным, но процесс идет. Плюс — постепенно возвращаются «конторки». В большом количестве они, конечно, не нужны, но одна-две в кабинете должны быть. Учитывая, что в классе нарушения осанки выявляются у 1-3 учеников, этого вполне достаточно».

Еще одна проблема — тяжелые ранцы. Чтобы уменьшить массу учебников, издательства начали выпускать их в нескольких частях (по четвертям, полугодиям). Как вариант — брать одну книгу на парту. Правда, к нему прибегают в основном старшеклассники. Были разговоры и о замене комплекта учебников одним электронным. Но, как оказалось, полностью исключать бумажные варианты никто не планирует, ведь по ним материал воспринимается гораздо лучше. А электронный учебник можно использовать лишь в качестве источника дополнительной информации или программ.

«Помимо учебников дети носят в своих портфелях еще много других, не всегда нужных вещей – энциклопедии, краски, альбомы и т. д. И мы никак не можем заставить учителей следить за тем, что ученики берут с собой, — добавила специалист. — Поэтому рекомендовали оборудовать в классах индивидуальные шкафчики».

Глазам «мешают» гаджеты

С нарушением остроты зрения складывается противоположная ситуация. С каждым годом показатель заболеваемости растет: в 2011 году он составлял 13,8%, в 2015-м — уже 14,7%. Специалисты связывают это в первую очередь с чрезмерным увлечением школьников смартфонами, планшетами и другими гаджетами. Чисто «школьных» причин ухудшения зрения сейчас нет: классы оформляют в светлых тонах, нормативы по освещенности увеличены с 300 до 400 люкс, люминесцентные лампы заменяются лампами с отсутствием эффекта мерцания. Жесткие требования предъявляются к качеству печати, оформлению учебников, чтобы снизить нагрузку на глаза.

Однако это не единственные нарушения, связанные со школьным процессом. Различные стрессовые ситуации, перегрузки, недостаток сна могут привести не только к снижению иммунитета, но и нервно-психическим расстройствам. Причем многие родители жалуются именно на интенсивный учебный процесс, перенасыщенные материалом программы и учебники, неправильный режим организации образовательного процесса.

«Учебную нагрузку в часах мы сегодня строго регламентируем. Опять же согласно СанПиН, в младших классах она не должна превышать 22 часов в неделю, в старших — 31 (в гимназиях и лицеях может доходить до 34). И эта норма выдерживается, — рассказала Алла Малахова. — Сами же программы и содержание учебников мы не регулируем — этим занимается Министерство образования».

Заболевания органов пищеварительной системы, по словам заведующей отделением, не связаны с питанием в школьных столовых. Во-первых, при приготовлении блюд не используются комбижиры, консервированные продукты, копчености, острые соусы и т. д. Во-вторых, существует вариативное питание, когда ребенок может выбирать, что он будет есть сегодня, например, мясо или рыбу. К тому же, в школьных буфетах с 2004 года ограничена продажа чипсов, жевательной резинки, газированных напитков. Фаст-фуд и другие продукты с повышенным содержанием жира, соли и сахара школьники в основном употребляют после уроков или дома. И за этим уже должны следить родители.  

Родительский контроль

В вопросе, кто несет большую ответственность за здоровье школьников — родители или педагоги, специалисты однозначно выбирают первый вариант. Ведь школы находятся под постоянным контролем, в том числе медиков. Семью же проконтролировать сложно. Поэтому действенный сегодня  вариант — просветительская работа.

«Мы постоянно через СМИ, информационные материалы напоминаем родителям о мерах профилактики школьно обусловленных заболеваний. Основные рекомендации такие: следите за режимом дня ребенка, питанием, регулярными прогулками на свежем воздухе, — заключила Алла Малахова. — Особое внимание уделяйте сну. Для нормального самочувствия и развития ученики младших классов должны спать  примерно 10,5 часа, старших — 8-9 часов. На пользу пойдут занятия в спортивной секции, активный отдых всей семьей. И самое важное: постоянно спрашивайте ребенка о проблемах, обращайте внимание на его здоровье. Зачастую это позволяет выявить нарушение на начальной стадии, а значит, с ним будет легче справиться».

Еженедельник «Беларускі час»