Тренер морских артистов: «Дельфинов не дрессируют, с ними договариваются»
Лаской, вниманием, игрой
Евгений Фищук делает взмах одной рукой – и дельфин выполняет великолепный прыжок через трамплин, вытягивает руку вперед – и морской житель сразу подплывает к краю бассейна, демонстрируя готовность к новым трюкам. Со стороны может показаться, что эти двое читают мысли друг друга. Ничего удивительного: в минском дельфинарии «Немо» Евгений тренирует своих подопечных (а это 3 дельфина, 2 морских котика и лев) уже 9 лет.
С представителем редкой для нашей страны профессией мы встретились за час до начала традиционного шоу. Мой собеседник шутит, что общение с журналистами уже стало неотъемлемой частью его будней. Хотя такой высокий интерес со стороны СМИ вполне объясним – просто в голове не укладывается, как обитателей морских глубин можно научить приносить мяч, синхронно прыгать и даже танцевать танго!
– Речь идет не о дрессировке, а об умении договариваться, – сразу отмечает Евгений. – Дельфинов надо заинтересовать, замотивировать и обязательно – с учетом настроения и индивидуальных особенностей этих животных. С ними, как с детьми: одного ребенка родители отдают в математический класс, так как ему проще дается счет, а другого – в гуманитарный из-за склонности к языкам. С дельфинами та же история: одного можно научить делать сальто за 20 минут, а второй и за несколько месяцев не осилит этот трюк, зато прекрасно справится с вращением обруча.
Евгений заверяет: воспитывать дельфина методом кнута и пряника бессмысленно. Добиться ответной реакции от этого животного можно только лаской, заботой и игрой с ним. Дельфинам это не в тягость. Наоборот, как социальные животные они получают удовольствие и от уроков, и от общения.
– Самое серьезное наказание для них – это когда тренер поворачивается спиной и делает шаг в сторону, показывая, что сейчас уйдет, – рассказывает Евгений. – О физическом насилии и речи не может быть! Не стоит ссориться с 300-килограммовым зверем, рядом с которым ты потом окажешься в его среде.
Бассейн размером со «сталинку»
Тренер не только обучает дельфинов, морских львов и котиков, но и отвечает за условия их содержания. Например, состояние каждой рыбины, попадающей «на стол» подопечных, Евгений контролирует лично.
– За день через мои руки проходит до центнера потенциальной еды, – улыбается собеседник. – Мы отбираем только однократно замороженную рыбу, смотрим, чтобы на ней не было механических повреждений, обветривания, шипов.
Не менее важен размер и наполнение бассейна. В минском дельфинарии, к примеру, в бассейн легко уместилась бы «сталинка»: его диаметр – 18 м, глубина – 5 метров. Такой «аквариум» рассчитан на 6 особей, теперь в нем плавают всего 3 дельфина, так что разгуляться им есть где.
На высшем уровне и качество воды. Ее, морскую, круглосуточно фильтруют, и несколько раз в день инженер берет пробу с разной глубины, чтобы проверить ее безопасность.
– Тренеры в первую очередь заинтересованы, чтобы дельфинам было хорошо, – подытоживает Евгений. – В противном случае они могут впасть в депрессию, и тогда уже долгое время не будет ни тренировок, ни шоу.
Волшебный ультразвук
Дельфины могут не только развлечь зрителей ярким выступлением, но и способны улучшить состояние здоровья людей. Дельфинотерапевт Василий Овсянников рассказывает, что всего через несколько сеансов взаимодействия с морскими обитателями замкнутый ребенок, к примеру, может стать более открытым, буйный – спокойным, а тот, кому тяжело давались слова, начнет связно выстраивать предложения.
– Мы работаем с детьми с психофизическими особенностями, – поясняет Василий. – Дельфин «лечит» их при помощи ультразвуков, вибраций. Огромное значение имеет и эмоциональная составляющая. Дельфины очень контактные существа, причем они никогда не отвечают агрессией на агрессию – просто уходят от обидчика. Правда, таких ситуаций мы стараемся не допускать.
День дельфинотерапевта расписан по часам – за сутки можно принять до 12 детей. Приходят пациенты с задержкой психического и речевого развития, аутизмом, синдромами Дауна, дефицита внимания и гиперактивностью, детским церебральным параличом, заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Более 50% ребят – иностранцы. К сожалению, сегодня нет государственной программы, предусматривающей финансирование подобной реабилитации для особенных детей, поэтому позволить себе достаточно недешевую процедуру могут не все.
– Надеюсь, когда-нибудь эта ситуация изменится, – говорит Василий. – Ведь мы подбираем занятия под каждого «посетителя», подключаем к работе родителей, даем им полезные советы, и все это действительно приводит к хорошему результату.
Юлия КУЛИК
Фото Валерия КАРТУЛЯ