test gtag

Устроиться на работу в такси можно даже через Вайбер. Но стоит ли?

Почему водителям при трудоустройстве предлагают зарегистрировать ИП.

Кажется, что работа водителя не требует каких-то особых знаний – достаточно иметь права и нужный стаж вождения. При этом зарплаты в этой сфере предлагаются довольно высокие. О трудоустройстве в службу такси и тонкостях работы перевозчика 1prof.by рассказала представитель транспортной компании – директор ООО «Виллори Голд» Виктория Щуровская.

– Что нужно водителю, чтобы устроиться работать таксистом?

– Трудоустройство водителей и выплаты им вознаграждений берут на себя транспортные компании. Это такие невидимые звенья, которые несут ответственность за предоставляемые пассажирам услуги. Компании, как правило, работают с различными сервисами: например, с Яндекс.Такси, Uber и классическими такси.

Согласно законодательству, стаж вождения у потенциального соискателя должен быть не менее 2 лет. В нашей компании, например, требования строже: мы трудоустраиваем водителей с опытом от 3 лет. Также для водителя обязательно наличие техосмотра на машину, медицинской справки с правом управления и других документов. К тому же желающие работать в такси в обязательном порядке проходят собеседование.

– Как оно проводится? По каким критериям в транспортной компании отбирают людей, готовых работать в такси?

– Собеседование проводит менеджер по подбору персонала. Он дает соискателю анкету для заполнения, изучает его опыт работы, мотивированность. Ведь для многих это дополнительный заработок, а не основное место работы.

Если на собеседовании станет понятно, что человек имеет пагубную зависимость, или появятся сомнения в его добросовестности, то на работу в такси он не попадет. Ведь перевозчик несет ответственность за действия своего сотрудника.

К сожалению, несмотря на принимаемые меры, водители порой наносят вред компании-нанимателю. Например, если им предоставляется машина для работы, они могут пропасть с ней, пить, курить, спать прямо в салоне. Могут обращаться с машиной по принципу «не свое – не жалко» и «убивать» двигатель и подвеску неаккуратным вождением. Но ведь автомобиль – это инструмент, рабочее место, которое приходит в негодность. При этом стоит оно немало.

Перевозчики, которые давно на рынке, общаются между собой и составляют так называемый «черный список» водителей. Он ведется на специальном сайте: транспортные компании вносят туда данные человека, который уже успел «отличиться».

– А как можно проверить, надежная ли транспортная компания?

– По отзывам. Крупных перевозчиков не так уж и много. Всегда лучше идти к тем, кто платит налоги и работает прозрачно.

Но порой сами водители не осознают возможный риск или идут на него целенаправленно. Например, будущий таксист устраивается на работу и ему говорят, что компания работает как положено по законодательству: взымается подоходный налог, перечисляются взносы в Фонд социальной защиты, оплачивается страховка на пассажира, прохождение медика, механика, а он, в свою очередь, должен ответственно относиться к должностным обязанностям, соблюдать правила пассажирских перевозок, кассовую дисциплину и другие нормативные требования. Держаться в рамках закона, содержать офис, вести бухгалтерию и при этом нести ответственность за действия водителя – очень непросто, это требует дополнительных затрат и, в итоге, выходит, что условия работы у нас жестче, чем у недобросовестных конкурентов.

Многим водителям это не нравится, и они думают: «Ничего себе! А почему это я должен налоги платить? Я лучше пойду к знакомому «ипэшнику», буду давать ему 5 рублей в месяц и работать «по-черному» – так выгоднее». То, что «знакомый ипэшник» может исчезнуть в любой момент, они не учитывают.

Здесь нет вины транспортной компании. Любой – и водитель и перевозчик – хочет зарабатывать больше, тратя при этом меньше. Только не многие в этой сфере задумываются о последствиях нелегального подхода к ведению бизнеса. Среди нас даже есть перевозчики, которые «подключают» таксистов дистанционно – через Вайбер. Вы когда-нибудь трудоустраивались через приложение-мессенджер?

– Как оплачивается работа таксиста?

– Существуют разные способы взаимодействия с водителями по оплате. Всё зависит от компании, в штате которой он числится, и формы трудоустройства.

– Какое авто лучше использовать водителю – арендованное или собственное?

– Выгоднее, конечно, собственное, ведь тогда доход таксиста выше. Если автомобиль арендуется, то, естественно, нужно платить и за его использование. Даже если транспортная компания предоставляет машину, то все равно учитываются затраты на ее содержание.

– Почему при трудоустройстве будущим таксистам часто предлагается зарегистрировать ИП?

– Согласно нашему законодательству, физлицо не может напрямую работать с электронной информационной системой (ЭИС) или классической диспетчерской. К слову, в России это возможно: таксисты относятся к категории «самозанятых», платят налоги и спокойно работают. У нас профессия водителя еще не внесена в такой список. Соответственно, выходом может стать оформленное ИП. Тогда таксист работает на себя: самостоятельно и законно платит налоги, оплачивает страховку на пассажира, оформляет кассовый аппарат или оборудует машину таксометром, сдает декларации, несет ответственность за работников, которых нанимает (до 3 человек). В таком случае он может заключить договор с сервисом как юридическое лицо. Так, например, работает Яндекс.Такси: доступ к системе и получению заказов открывается только после заключения письменного договора.

Однако есть перевозчики, которые работают без договоров. Таксист просто входит в систему, вводит свои данные, получает заказы, напрямую оплачивая комиссию сервиса. В таком случае водитель как физлицо несет ответственность за то, что незаконно занимается предпринимательской деятельностью. На мой взгляд, это юридическая неграмотность и банальная жажда наживы.

– Как таких водителей отслеживают?

– Они попадают на «контрольную закупку» налоговых или транспортных инспекций. В Минске, например, подобным сервисам развиваться особо не дают, но в областных городах они очень популярны.

– Какие жалобы бывают на водителей и на что жалуются сами таксисты?

– Самая распространенная сейчас проблема – это отсутствие детского кресла. Вообще таксист имеет право везти ребенка без удерживающего устройства. Но сейчас в сфере пассажирских перевозок наблюдается несколько размытая ситуация: есть такси, есть аренда авто с водителем, есть просто сервисы. И, конечно, не все машины оборудованы детскими креслами. В результате, когда на заказ выходит семья с ребенком, а в машине нет кресла, водитель просто отказывается оказывать услугу – ведь его могут оштрафовать! Но данная проблема понемногу решается. Например, некоторые сервисы вводят повышенные тарифы за машины с детским креслом.

Также пассажиры чаще всего жалуются на неаккуратную манеру вождения.

– Что делать таксисту, если пассажир не заплатил за поездку?

– Если водитель оформлен как ИП и у него есть чек на руках, он может написать заявление в милицию. Если работает на транспортную компанию, то тогда уже юридическое лицо защищает своего сотрудника. Недавно была ситуация, когда наш работник подвозил пьяного пассажира, который не в состоянии был расплатиться за поездку. Сумма за услугу была небольшой – 4,5 рубля, и можно было просто подарить эти деньги. Однако химчистка салона от последствий этой поездки стоила 50 рублей. Поэтому мы подавали заявление на компенсацию ущерба водителю уже от лица компании.

Если водитель выбрал работу в «выгодной», но нелегальной организации, то его права в такой ситуации никак не защищены.

– Сколько в среднем может зарабатывать таксист? Зависит ли его доход от того, в крупной или маленькой компании он работает?

– Заработок таксиста не зависит от компании. В среднем, если водитель не ленится, то получает в месяц около 2000 рублей. Все зависит от количества отработанных дней и условий, на которые он согласился при трудоустройстве.

Кристина СМОЛЬЯНОВА

Фото Александра ПОБАТА