test gtag

Уволен по собственному желанию… Или все-таки вынужден уволиться?

Трудиться 4 часа в неделю предложили работнику Витебского областного унитарного предприятия автосервиса и торговли. Как прокормить многодетную семью в таком случае?

Юрий Иванов трудоустроился на названное предприятие в 1994 году. Начинал слесарем по ремонту автомобилей, прошел путь до начальника диагностической станции. В июле 2015-го был оформлен по трудовому договору сроком на 5 лет на должность мастера смены. В прошлом году назначили нового директора предприятия, и с Ивановым в августе был заключен контракт по той же должности сроком на один год. Но через три месяца его перевели администратором стола заказов, заключив новый годовой контракт.

Перераспределение обязанностей

В ноябре, как пояснил заместитель директора предприятия Александр Соколюк, в связи с оптимизацией был проведен мониторинг бизнес-процессов. Изучив его результаты, руководство пришло к выводу, что администраторы (а их было двое) заняты с клиентами неполный день – в основном в утреннее время, и если перераспределить их обязанности, то появится возможность повысить эффективность сервиса. В итоге их функции частично передали кассирам.

Одного администратора перевели на должность сторожа, а Юрий получил уведомление, датированное 12 декабря 2016 года, в котором ему предлагалось «в связи с изменившейся экономической ситуацией на рынке Республики Беларусь в целях оптимизации производственных процессов, а также недопущения сокращения установить неполное рабочее время» (в соответствии с требованиями Декрета Президента № 5). Под неполным рабочим временем подразумевалось 4 часа в неделю (с 8.00 до 9.00 с понедельника по четверг включительно). Решить, работать на таких условиях или нет, нужно было до 21 декабря. В случае нежелания – увольнение с выплатой двухнедельного пособия.

Юрий Федорович расписался в том, что ознакомился с приказом и уведомлением, но с ответом решил повременить. И вскоре ушел на больничный по уходу за ребенком (к слову, у Юрия трое несовершеннолетних детей).

Вопрос ребром

Тут возникает вполне закономерный вопрос: если работу администратора могут выполнять кассиры, то почему бы Иванова и вовсе не сократить?

– Такой необходимости пока не видим, – ответил нам заместитель директора предприятия.

– Но работать один час в день?! Выглядит так, будто вы просто вынуждаете человекам уволиться, – замечаем мы.

– Почему вынуждаем? Он может работать и в других местах, мы же не запрещаем, – резюмировал Александр Соколюк.

Действительно, если мужчина согласится с предложением руководства, он сможет искать дополнительный заработок. Правда, согласно законодательству, имеет право устроиться только на полставки, так как основной будет считаться работа у прежнего нанимателя. Впрочем, Иванову могли бы предложить дополнительное дело и прямо на предприятии. Час – администратором, а в остальное время – слесарем по ремонту автомобилей, к примеру. Тем более, как выяснилось в беседе с замдиректора, такая возможность имеется. Однако речь об этом не шла. По словам Александра Соколюка, Юрий, находясь на больничном, не отвечает на телефонные звонки. «А мы хотели бы услышать, что он предложит, тогда и будем вести переговоры», – сказал замдиректора. Согласитесь, подход как минимум странный: работник должен рассказать, кем он хочет быть, а не руководитель – найти варианты его загрузки.

Мы дозвонились до Юрия Федоровича, и он пришел в кабинет заместителя директора. Почти с порога высказал недоумение по поводу своего перевода на неполный рабочий день: «Понимаю, у вас все сделано по закону. Но если я как специалист вам не нужен, то сократите!»

– Кадровая ситуация меняется. Вдруг кто-то захочет уволиться, и появится вакансия для вас – под ваш опыт, образование и способности, – пояснил Александр Соколюк. – А пока можем предложить вам должность автослесаря. Согласны?

Иванов пообещал подумать, напомнив, что хотел бы трудиться мастером – такой опыт за плечами есть. Правда, свободной должности мастера пока не имеется, ответил замдиректора.

Всё по закону. Но не по совести?

И все-таки закончилась история увольнением. Закрыв больничный лист, Юрий Иванов пришел на предприятие и отказался работать в режиме 4-часовой рабочей недели. Его уволили с выплатой двухнедельного пособия.

Председатель Витебского обкома профсоюза работников торговли Виктор Петрачёв прокомментировал ситуацию так:

– Сегодня Федерация профсоюзов Беларуси обеспокоена проблемой так называемого скрытого сокращения. Один из методов – понуждение к увольнению через изменение существенных условий труда. В итоге увольнение происходит не по инициативе нанимателя. Как защитить человека в таком случае? Только через коллективный договор. На предприятии автосервиса и торговли срок действия колдоговора заканчивается в нынешнем году, и мы будем настаивать на том, чтобы закрепить в новом документе соответствующие гарантии для работников, оказавшихся в подобной ситуации. С этой целью проведем дополнительную экспертизу колдоговоров и в других организациях.

В описанном случае работнику были предложены заведомо невыгодные условия, так как прожить на зарплату, полученную из расчета 4 рабочих часа в неделю, невозможно. Однако все сделано в полном соответствии с законодательством. Юрию Иванову предложили должность автослесаря, но его обида оказалась сильнее, чем желание остаться работать.

Любовь ТРАПЕЗНИКОВА