45% россиян работают в «теневом» секторе, и эта цифра растет
Эксперты Института общественных наук РАНХиГС провели исследование и пришли к выводу, что в «теневой» рынок труда вовлечены 45% работающих российских граждан, сообщает профсоюзная газета «Солидарность» со ссылкой на сайт Газета.Ру.
Численность нелегально работающих продолжает расти. Так, «серую» зарплату получают порядка 33 млн человек, или 44,8% от общего количества занятого населения. В их число входят и люди, которые не оформлены официально. Причем в 2016 году их было немногим более 40%.
Рост теневой занятости по большей части обусловлен расширением неоформленной дополнительной занятости граждан.
«За последний год число работников, имеющих неофициальную дополнительную работу (доходное занятие), возросло с 30,4% до 35,5%», — приводятся в исследовании слова автора, директора Центра социально-политического мониторинга Института общественных наук РАНХиГС Андрея Покиды.
В российском Министерстве труда и социальной защиты не знают, какие меры должны применяться к гражданам, работающим «в серую», признался в марте этого года глава ведомства Максим Топилин. Он также рассказал, что с «серой» занятостью можно бороться при помощи сбора данных о том, за кого из трудящихся не поступают взносы в социальные фонды от работодателей.
Между тем глава Минфина России Антон Силуанов считает, что объем «серой» зарплаты в стране составляет 10 трлн рублей в год.
В июле 2016 года президент России Владимир Путин поручил решить проблему теневой («гаражной») экономики в стране. По его информации, «серые» зарплаты в стране получают около 30 млн россиян. Как отмечают эксперты, на «гаражную экономику» может приходиться до 25% ВВП России.
Российские профсоюзы также заинтересованы в выводе как можно большего количества трудящихся из «серой» экономики.
— Мы давно предлагали правительству принять меры по легализации трудовых отношений, по сокращению «серой» занятости. На наш взгляд, главная мера вывода экономики из «тени» должна быть административная, с точки зрения заключения трудовых договоров, — считает секретарь ФНПР Олег Соколов.