Цены в польских магазинах по-прежнему растут
Ускорившаяся инфляция все сильнее влияет на кошельки поляков, что особенно заметно в расходах на продукты.
Если недавно сильно повысились цены на овощи, то теперь резко подорожала бытовая химия, сообщает польская газета Rzeczpospolita.
Несмотря на то, что уровень инфляции, заявленный Центральным статистическим управлением, в январе составил 17,2%, потребители ощущают более высокий рост цен, особенно на продукты питания и «химию». Согласно данным компании NielsenIQ, предоставляющей данные о рынке розничной торговли и покупательском поведении в индустрии товаров повседневного спроса, в январе так называемая потребительская инфляция составила 19,2%.
Высокие затраты на обогрев посевов в теплицах заставили производителей в Нидерландах и Польше задержать производство и сократить его объемы. Такая ситуация обещает рост цен поздней весной. Дорогой евро увеличивает цены на импортные овощи.
Общеевропейский рынок сегодня погряз в общих проблемах с рекордными ценами на помидоры и перец, в декабре перец стоил почти на 20% больше, чем год назад, что является самым высоким показателем за 15 лет. Когда цены упадут? На этот вопрос нет однозначного ответа, потому что «сезон необычный и значительного снижения лучше не ждать.
По мнению экспертов, в марте цены, скорее всего, не упадут. «Этого не произойдет до тех пор, пока не начнется производство в Нидерландах – основном производителем томатов в закрытом грунте. Но есть сигналы, что и там производство будет ограничено. Поставки помидоров из южной Европы в настоящее время заканчиваются, овощи из Нидерландов должны появиться в апреле, а польские тепличные помидоры – в конце апреля», – говорит эксперт на рынке овощей Божена Носецка.
Значительно дороже стала бытовая химия. Стиральные порошки подорожали до 40%, туалетная бумага на 47,1% и бумажные полотенца почти на 60%.
«Влияние цен на химическую продукцию и на инфляцию по-прежнему будет значительным, польский рынок тесно связан с немецким, на который повлияла более высокая инфляция цен на продукцию, чем в Польше. В пиковый период она была даже вдвое выше», – объяснил директор финансового отдела кейтеринговой компании Марек Грычка
В целом экономисты отмечают, что с начала года поляки стали покупать гораздо меньше товаров, чем в прошлом году.
Иван ВИШНЕВСКИЙ
Фото из открытых интернет-источников