Достигнут ли электромобили ценового паритета с авто, работающими на ископаемом топливе?
Сейчас электромобили стоят значительно дороже, чем обычные авто. В Норвегии, где уже существует паритет благодаря обширной государственной поддержке, почти 80% приобретаемых новых автомобилей – электрические. Когда будет достигнут ценовой паритет?
Одним из главных преимуществ электромобилей является то, что, несмотря на текущий рост цен на энергоносители, они дешевле в эксплуатации, чем работающие на ископаемом топливе. Однако более высокая цена при покупке является самым большим сдерживающим фактором для продаж, сообщает Euronews.
Кто платит больше?
Покупатели новых автомобилей, выбирающие электрокар, по-прежнему платят больше по сравнению с бензиновым или дизельным такого же размера. Ценовой паритет также будет означать конец субсидиям и грантам, существующими для преодоления разрыва в стоимости между электромобилями и авто с двигателями внутреннего сгорания. Основными причинами разницы в цене являются затраты, связанные с производством аккумуляторов и самого электромобиля.
Ожидаемое снижение затрат на электрокары, вероятно, будет связано с падением цен на батареи и переходом производителей на специально разработанные платформы, поскольку это позволяет упростить сборку, стандартизировать аккумуляторные блоки и увеличить объемы.
Ожидается, что цены на бензиновые и дизельные автомобили вырастут из-за более строгих правил ЕС по выбросам и все эти факторы вызовут сокращение ценового разрыва. Но подешевеют ли электромобили?
Как выглядят цены в Европе?
В Ирландии бензиновый Peugeot 208 в комплектации Allure доступен за 27 тыс. 880 евро, дизельный 208 стоит от 30 тыс. 280 евро, а электрический – от 34 тыс. 685 евро.
В Дании бензиновый Peugeot 208 начального уровня стоит 189 тыс. 990 датских крон (25 тыс. 537 евро), тогда как цены на электрокар стартуют с 289 тыс. 990 датских крон (38 тыс. 978 евро).
В Нидерландах бензиновая версия Peugeot Active Trim 208 стоит от 23 тыс. 210 евро, дизель – от 28 тыс. 370 евро, а электрическая модель – от 32 тыс. 250 евро. Однако, чтобы провести полное сравнение, необходимо учитывать эксплуатационные расходы бензина и электричества.
Сравнивая затраты на топливо аккумуляторного электромобиля (Volkswagen ID.3) с бензиновым автомобилем (Volkswagen Golf) для автомобилиста с годовым пробегом 18 тыс. км, зарядить электромобиль стоит 710 евро в год, а заправить бензином – 1 тыс. 677 евро.
Если принять среднюю стоимость бензина в Европе 1,69 евро за литр и расходе 5,5 л/100 км, то автомобиль с двигателем внутреннего сгорания в эксплуатации стоит более чем в два раза дороже, чем электромобиль. Электричество было рассчитано по стоимости 25,28 центов за кВтч и потреблению 15,6 кВтч. Владельцы электромобилей, пользующиеся ночным тарифом или льготным тарифом на электроэнергию, потенциально могут сэкономить еще больше.
Насколько все далеко до ценового паритета?
Значительное увеличение закупочной цены электромобилей может подорвать амбициозные планы ЕС в отношении электромобилей. Ценовой паритет в решающей степени будет означать конец государственных налоговых льгот и субсидий, которые в настоящее время существуют для преодоления разрыва в стоимости.
Отраслевые аналитики прогнозируют, что более высокие цены будут оставаться еще по крайней мере год или два. Степень, в которой увеличение стоимости аккумуляторов может в конечном итоге замедлить переход от ископаемого топлива, зависит от того, насколько высокие цены и длительное время ожидания ослабят спрос на электромобили и снизят их привлекательность.
Одно можно сказать наверняка – переломный момент для электромобилей теперь находится дальше, чем планировалось.
Иван ВИШНЕВСКИЙ
Фото из открытых интернет-источников