Есть ли будущее у электрогрузовиков?
Например, в Германии переход на грузовики с электродвигателями застопорился еще до того, как начался. Они в продаже есть, но объемы реализации не растут.
Планы немецкого правительства по сокращению выбросов CO2 от коммерческих автомобилей более, чем на 40% к 2030 году по сравнению с 1990 г. стали очень далекими, сообщают местные СМИ.
По данным Федеральной ассоциации автомобильных перевозок, логистики и утилизации отходов (BGL), через территорию Германии ежедневно проезжают 800 тыс. грузовиков массой более 7,5 т. По состоянию на конец прошлого года только 475 из этих автомобилей работали на электроэнергии. Это менее 1% от суточного парка, большая часть таких авто по-прежнему работает на дизельном топливе. Производители предлагают электрические коммерческие автомобили с запасом хода до 500 км, однако, как компании, так и экспедиторы жалуются, прежде всего, на отсутствие зарядной инфраструктуры.
Доказательством вялого роста продаж являются цифры поставок за I квартал 2024 г., опубликованные лидером рынка Daimler Truck. Из 109 тыс. поставленных грузовиков лишь 813 работали на электричестве.
По словам генерального директора Daimler Truck Мартина Даума, «на грузовиках ездят не ради удовольствия. Речь идет об эффективной транспортировке товаров из одного места в другое. Поэтому электрические грузовики не должны быть дороже дизельных».
Электрогрузовики, стоимость которых превышает 300 тыс. евро, по-прежнему стоят значительно дороже, чем дизельный грузовик, который можно приобрести от 100 тыс. евро. Поскольку в федеральном бюджете не предусмотрено финансирование дополнительных расходов из-за жесткой экономии, экспедиторы в большинстве своем воздерживаются от перевода своего автопарка на электрические грузовики.
«Поскольку стоимость электрического грузовика в три раза превышает стоимость дизельного аналога, а средняя рентабельность составляет от 0,1 до 3%, ни одна компания среднего размера не может позволить себе перейти на экологически чистые приводы», – резюмировал представитель правления BGL Дирк Энгельхардт. Однако что-то может произойти в ценовом сегменте, поскольку и здесь, как и в секторе легковых автомобилей, китайские производители, такие как BYD, догоняют немцев.
В совместном заявлении BGL, Немецкая ассоциация экспедиторов и логистики (DSLV), а также автоконцерны Daimler Truck и MAN призывают к созданию как минимум 10 тыс. общедоступных зарядных станций для электрогрузовиков, включая 4 тыс. так называемых мегазарядных устройств. На них аккумуляторы грузовиков можно зарядить за 45 минут, что весьма существенно, ведь в транспортно-экспедиционной отрасли по-прежнему главенствует девиз «время-деньги». В настоящее время электрогрузовики в основном заряжаются ночью на складах судоходных компаний. Процесс занимает до восьми часов.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников