Фатальность или беспечность? Кто ответит за рухнувшие мосты в Италии
Рухнувшее сооружение в Генуе уже давно находилось под вниманием экспертов по строительству и архитектуре, неоднократно предлагавших провести его генеральную реконструкцию либо вообще снести, пишет портал Corriere della Sierra. Напомним, во вторник около полудня обрушился пролет автомобильного моста длиной около 200 метров, соединяющий 2 части города. Вместе с конструкцией вниз с 45-метровой высоты на железнодорожные пути упали десятки автомобилей. Министерство внутренних дел Италии утверждает, что жертвами инцидента стали 38 человек, еще 16 человек получили серьезные травмы. Среди погибших – трое детей в возрасте 8, 12 и 13 лет, сообщает русская служба ВВС. Сотни человек эвакуировали из-за опасений, что могут рухнуть оставшиеся части моста.
Министерство инфраструктуры и транспорта страны сообщило, что практически все мосты и виадуки построены здесь в период с 1950-го по 1980-й годы и нуждаются в техническом обслуживании, а трагедии, подобной той, что случилась в Генуе, не должны происходить в такой цивилизованной стране, как Италия.
Однако именно в этом государстве проблемы с путепроводами случаются с завидным постоянством. В минувшем году обрушился мост над автострадой в северной провинции Пьемонт, а в провинции Анкона – часть автомобильного моста на побережье Адриатического моря, в результате чего погибла пожилая пара. В 2016 году рухнула эстакада неподалеку от Милана, а в 2015-м – виадук между городами Палермо и Агридженто, прослуживший всего 2 недели после торжественного открытия. Тогда по счастливой случайности обошлось без жертв.
Злополучный мост в Генуе, построенный в 1967 году по проекту архитектора Рикардо Моранди, имел длину 1 182 метра и был первым в Европе железобетонным мостом V-образной конструкции. За 5 лет до этого итальянец работал в Венесуэле, где в заливе Маракайбо по его проекту был построен мост длиной более 8 километров со 135 пролетами, который, к сожалению, прослужил всего пару лет. После того как в него врезался нефтеналивной танкер, 2 пролета обрушились.
Свою карьеру Рикардо Моранди начал еще в 20-е годы ХХ века в Италии, проектируя мосты в Калабрии – южной области Италии, пострадавшей от землетрясения. Одним из первых он стал использовать для своих конструкций армированный бетон и проводил исследования по предварительно напряженному железобетону. В 1948 году Моранди получил патент на систему предварительного сжатия железобетона, которая сегодня носит его имя.
Еще до трагедии в Генуе некоторые мосты, построенные по проектам именитого архитектора, оказались в центре споров. Среди них виадук Агридженто на Сицилии протяженностью почти 4 километра, поддерживаемый железобетонными пилонами. Построенный в 1970 году мост в 2015-м был закрыт из-за состояния поддерживающих опор. Сейчас там ведутся ремонтные работы, которые предполагается закончить в 2021 году. Реконструкция обошлась стране в 30 миллионов евро.
Печальная судьба постигла и путепровод через реку Арно в городе Эмполи, также спроектированный Моранди и открытый в 1954 году. Наводнение 1966-го повредило одну из его опор, мост рухнул и окончательно был снесен в 2011-м. Еще один мост итальянского архитектора был построен в Ливии в 1968-м и закрыт в прошлом году.
Но вряд ли стоит теперь винить во всех грехах проектировщика Рикардо Моранди, умершего в 1989 году. Скорее – это промах инженерно-эксплуатационных служб городов и регионов, которым не хватало средств и ответственности для поддержания в надлежащем состоянии дорожной инфраструктуры Италии.
Сергей КИРИК