Гренландия: кому достанется самый большой остров в мире?
Стратегическая и экономическая значимость Гренландии стремительно растет, как и возможные перспективы.
В конце минувшего лета новостные каналы активно обсуждали идею американского президента купить у Дании Гренландию. Обычно спокойные датчане отреагировали на это весьма резко. Премьер-министр Метте Фредериксен немедленно прилетела в столицу Гренландии город Нууке, где заявила: «Гренландия не продается. Гренландия не датская. Гренландия – гренландская». Однако не стоит считать, что предложение Америки было некорректным, а между странами начался серьезный дипломатический скандал.
Формально остров Гренландия с 1953 года является частью Датского королевства. В 1979-м был принят закон о самоуправлении, с тех пор страной управляет свой парламент – Ландстинг (31 депутат, 7 партий, правящая сейчас – социал-демократы). С тех пор Дания выделяет 3 439 600 датских крон в год (свыше 500 тыс. долларов) на развитие социальной системы, образования, здравоохранения. После референдума в 2008 году автономия Гренландии стала еще больше.
Лишь 20% территории острова – 2 589 988 квадратных километров населены людьми, их там чуть более 50 тысяч. Почти 90% населения Гренландии инуитского происхождения. Местная политика формируется с точки зрения коренных народов. Например, в Гренландии нет частной собственности. Сюда нельзя просто прийти и купить землю. И большинство основных отраслей промышленности Гренландии принадлежат государству.
Но зачем же этот ледяной остров Америке? В годы Второй мировой войны США построили на Гренландии два военных аэродрома. После войны, в 1946 году президент Гарри Трумэн предлагал Дании продать Гренландию за 100 миллионов долларов, но в Копенгагене не согласились. Зато вскоре между странами был заключен договор, по которому с 1952 года на севере Гренландии была создана американская военная авиабаза Туле, за которую США не платят ничего.
В 2004 году между Данией и Америкой было принято решение модернизировать на этой военной базе радар. После этого Гренландия стала частью противоракетного щита, прикрывающего Соединенные Штаты. Поскольку армия Дании не в силах вести подобную деятельность, американцам хочется все большей свободы действий. Отсюда и предложение о покупке острова, который совсем не ледяная пустыня, как может показаться.
Известно, что в недрах острова обнаружены запасы графита, каменного угля, свинцово-цинковой и железной руды. Гренландия богата минералами, содержащими большие запасы хрома, молибдена и урана. На западном побережье острова находятся значительные запасы редкоземельного минерала криолита, используемого для производства алюминия.
Кроме этого, США интересует нефть, найденная на шельфе Гренландии в 2010 году. Тогда британская компания Cairn Energy пробурила скважину глубиной более 5 метров, однако суровые погодные условия позволили там работать лишь 4 месяца. Корпорация покинула регион, так как добыча нефти сегодня не принесет никакой прибыли. Но что будет завтра?
В 2014 году Дания направила в ООН запрос, в котором претендует на 895 тысяч квадратных километров подводного шельфа в Арктике. Это так называемый хребет Ломоносова, который в Копенгагене рассматривают как продолжение Гренландии. Если эту территорию закрепят за Данией, то военное присутствие Америки там неизбежно.
В планах США – создание еще одной авиабазы для прикрытия уже существующей базы ВВС США Туле. Депутаты парламента Гренландии это обсуждать не будут, им по статусу не положено решать вопросы внешней политики и обороны. А в Копенгагене не будут против планов своего союзника.
Совсем недавно 84% территории Гренландии находилось подо льдом, сейчас уже 75%. Глобальное потепление действует и на этот северный остров. Летом 2019 года там была зафиксирована рекордная температура +22, в будущем это значительно облегчит добычу ископаемых. Улов рыбаков стал значительно больше, для местного населения это важно, поскольку 95% экономики основано на рыбном промысле.
Стратегическая и экономическая значимость Гренландии стремительно растет, как и возможные перспективы. Остров может стать еще одной северной территорией США или добиться полного отделения от Дании, как это сделала Исландия в 1944 году, и стать первым в мире государством эскимосов, о чем мечтают местные жители.
Сергей КИРИК