Избавится ли Польша от имиджа страны дешевой рабочей силы, навязанного Германией?
За последние 20 лет соседнее государство заняло в польской экономике особое место.
Глава Немецко-польского общества экономического сотрудничества (DePoWi) Рейнхард Петцольд заявил, что поляки стали жертвами капитализма: «Мы построили Польшу как страну дешевой рабочей силы. Теперь очень трудно избавиться от этого имиджа».
По его словам, немецкие дистрибьюторы намеренно повышают цены на товары, популярные у восточных соседей, сообщает Польское агентство печати (PAP). В отчете Бранденбургского центра потребителей отмечается, что бытовая химия, сладости и косметика в Германии более чем на 20% дешевле.
По всей Польше построены немецкие гипермаркеты Real, Kaufland, Praktiker, OBI, а супермаркеты Lidl есть даже в небольших городках.
– Нет никаких экономических причин для того, чтобы одинаковый по составу и весу шоколад одного производителя был дороже в польском Lidl. Это же касается моющих средств. Распространенный аргумент представителей немецких торговых сетей, что цена в Польше выше, так как включает транспортные расходы, смехотворен. Расстояние между приграничным немецким Франкфуртом-на-Одере и польским Слубице минимально, но стоимость отдельных товаров существенно разнится, – приводит пример Петцольд.
По его словам, поляки готовы платить более высокую цену из-за влияния рекламы. «После демократического прорыва страны бывшего социалистического блока наводнили товары с Запада. Тогда же появилась реклама, обещавшая невероятно высокое качество немецкой продукции», – поясняет глава DePoWi.
К слову, то же самое происходило и в восточных землях Германии.
– Например, интерес к продуктам из Бранденбурга практически полностью упал – их продавали за бесценок, – вспоминает Петцольд. – Хотя их состав и вкус был лучше, чем у западных. Прошло 8-9 лет, пока люди не поняли: нельзя есть привлекательную упаковку, местные продукты вкуснее. Я думаю, что Польша вскоре должна прийти к такому же выводу.
Иван ВИШНЕВСКИЙ
Фото из открытых интернет-источников