К людям лицом: ирландский лоукостер откажется от политики «трудового колониализма»?
Выступая на пресс-конференции в Брюсселе, глава Ryanair объявил об открытии 6 новых авиамаршрутов из Бельгии и обратно на летний сезон следующего года. Заявление господина О’Лири появилось после серьезных потрясений внутри компании-перевозчика, включая международную забастовку в сентябре, из-за которой было отменено 250 рейсов в разные уголки мира, сообщает бельгийский портал flandersnews.
Имея штаб-квартиру в Ирландии, авиакомпания распространяет ирландское законодательство на пилотов, работающих в других странах. Однако оно слабее защищает работников по сравнению с законами, к примеру, Бельгии. Пресса уже назвала такую практику «трудовым колониализмом». Ранее в Ryanair заявляли, что местные (бельгийские) правила в области труда будут применимы к персоналу с 2020 года.
Как утверждает Майкл О’Лири, он пригласил на переговоры профсоюзы, но его приглашение осталось без ответа. «Мы все еще ждем, когда они сформируют делегацию, чтобы встретиться с нами. Тогда мы сможем договориться как можно скорее. Это займет немного времени и не потребует много работы», – сказал глава авиакомпании. И заверил: «Мы уже достигли такого соглашения в Италии, где рынок в 4 раза больше, чем в Бельгии».
Директор Ryanair добавил, что получил письма от итальянских сотрудников, которые якобы захотели вернуть ирландские трудовые нормы.
Однако профсоюзы не слишком доверяют Майклу О’Лири (он неоднократно заявлял о готовности обсуждать местные законы) и хотят получить от него письменные гарантии. «Законодательство не нужно обсуждать, его нужно уважать», – заявили профсоюзные активисты, представляющие интересы работников лоукостера, и попросили руководство озвучить конкретные меры, которые оно собирается предпринять.
По мнению профсоюзов, социальный кризис в Ryanair – европейская проблема, решить которую можно только тогда, когда рабочие ощутят реальную защиту своих прав в каждой стране.
Ирландская бюджетная авиакомпания Ryanair на рынке авиаперевозок уже около 30 лет. Именно здесь было введено понятие low-cost (низкая стоимость). Авиакомпания известна не только бюджетными ценами на авиаперелеты, но и не очень хорошим отношением к работникам. В частности, пилотам и стюардам разрешили объединиться в профсоюз только в декабре 2017 года. До этого генеральный директор авиакомпании Майкл О’Лири заявлял, что скорее отрежет себе руки, чем позволит создать подобную структуру.
Еврокомиссар по социальным вопросам Марианн Тиссен также указала О’Лири на необходимость соблюдать трудовое законодательство Евросоюза. По ее словам, «внутренний рынок ЕС – это не джунгли; в нем установлены четкие правила защиты трудящихся».
Сергей КИРИК