Как Дания стала страной добросовестности?
В Дании люди оставляют своих детей спать на улице в детских колясках, потерянные кошельки возвращают с деньгами. Есть ли реальные преимущества для общества, где люди чувствуют себя достаточно безопасно, чтобы оставлять своих детей и велосипеды на улице?
За последние десятилетия Дания превратилась в мировую столицу добросовестности. Почти 74% датчан считают, что большинству людей можно доверять. По более широким показателям, таким как социальное доверие (доверие к незнакомцу) и гражданское доверие (доверие к власти), Дания также занимает первое место в мире.
Датский политолог Герт Тинггор Свендсен утверждает, что доверие составляет 25% необъяснимого богатства Дании. По его подсчетам, четверть этого богатства исходит из физического капитала (средства производства и инфраструктура), половина – из человеческого капитала (уровень образования и инноваций населения), а необъяснимая последняя четверть – это доверие. Датчане не судятся друг с другом, не тратят деньги на охранные сигнализации, предприятия часто заключают обязательные устные соглашения, не напрягаясь по поводу контракта. Люди, которые обладают властью в датских институтах – правительстве, полиции, судебной системе, службах здравоохранения – пользуются доверием, поскольку действуют в интересах общества, а уровень коррупции в стране очень низок.
Даже официальный сайт Дании называет страну «землей доверия», используя в качестве примера неохраняемые гардеробы в опере. В Копенгагене есть благотворительный магазин Красного Креста, на двери которого есть QR-код. Если магазин закрыт, можно загрузить приложение, войти, выбрать нужное и оставить деньги на стойке.
Еще в ХІХ веке люди в сельской местности создавали кооперативы, ориентированные на общие цели. Молочные фермеры объединялись для финансирования совместно принадлежащих им молочных хозяйств, фермеры и другие сельские жители создавали потребительские кооперативы, тем самым обходя монополию частных торговцев продуктами. Эта идея также была привнесена в рабочие движения, где она помогла создать сильные профсоюзы.
Датское кооперативное движение строилось на основе доверия и социального капитала среди соседних фермеров, что также сильно повлияло на последующее политическое и институциональное развитие в Дании с положительными последствиями для социального доверия.
В том же веке создавались и народные школы, которые были направлены на то, чтобы дать сельским жителям неформальное образование в области гражданственности, которые существуют до сих пор.
Именно эта связь с народными школами, кооперативами и рабочим движением, во многом и создала нынешнее датское общество. Идея о том, чтобы люди были максимально равны, во многом подкреплена действительностью, здесь не так много людей, которые очень бедны или очень богаты.
Еще более 60 лет тому назад в Дании стали воплощать идею создания государства всеобщего благосостояния, в стране действует универсальная модель социального обеспечения, которая гласит, что все граждане имеют право на определенные основные льготы и услуги. Датчане отдают значительную часть своих личных доходов в виде налогов, веря, что эти ресурсы будут потрачены на благо всех. Здесь существует сильная традиция общинного духа.
Значительно субсидируемые за счет налогов, датские детские сады воспитывают социальное мышление в раннем возрасте. Даже принц Кристиан, будущий король Кристиан XI, посещал государственный детский сад. Каждому ребенку, родившемуся в Дании, гарантировано место в детском саду в возрасте от 6 месяцев до 6 лет, где упор делается на игру и общение – формальное образование начинается только в возрасте 8-9 лет. Высшее образование в государственных университетах Дании бесплатно для датчан, для граждан ЕС и Швейцарии.
Исторически сложилось так, что многочисленные волонтерские организации в Дании были важной частью проекта народовластия. Будь то спортивные команды, строительные ассоциации, садоводческие группы или общественные советы, волонтерская работа была для людей способом практиковать народовластие с помощью внутренних выборов в группах и переговоров о финансировании с местными органами власти.
Ценности доверия и духа сообщества, а также чувство расширения прав и возможностей заставляют каждого вносить вклад в сообщество, а взамен сообщество будет заботиться обо всех.
Сергей КИРИК
Фото из открытых источников