Как один скотовод встал на борьбу со «съедением» тропиков Амазонии
Когда Мауро Лусио Коста начинал разведение скота в 1980-х годах, то относился к лесам Амазонии легкомысленно, как и все остальные: отвоевывал у сельвы земли с бензопилой наперевес и коробком спичек в кармане. В итоге такие скотоводы погубили огромную часть самого большого в мире тропического леса, сравнимую по размерам с территориями Польши, Литвы и Латвии, вместе взятыми.
Многие ученые считают уничтожение уникальных лесов в пойме Амазонки, частично связанное с разведением скота, причиной глобального изменения климата и появления менее предсказуемых дождевых парадигм. Сегодня в Бразилии запрещена вырубка тропических деревьев ради новых пастбищ, однако правительство не в силах контролировать исполнение закона на территории большой страны. «Фермеры всегда находят способ жульничать», – подчеркнул генеральный прокурор по вопросам экологии Бразилии Даниэль Азереду, который считает лучшим способом остановить высечку – убедить владельцев ранчо в возможности зарабатывать деньги, не сжигая деревья.
Так, например, Коста кардинально поменял свои взгляды в 2002 году и стал использовать более практичные методы работы: удобрение травы, оборудование кормовых загонов, постоянное перемещение стада. 53-летний фермер встал на передовую линию борьбы за сохранение экологии тропического леса и модернизацию животноводства и пропагандирует свои методы по всей Бразилии.
Четыре стадии уничтожения леса в Амазонии на одном снимке 2014 года. На переднем плане – голая земля: вместо сожженных деревьев будет посеяна трава. Справа – готовое для скота пастбище. На заднем плане – горящий тропический лес, а слева – еще нетронутый. Источник: Рикардо Фунари/Brazil Photos/Lightrocket/Getty Images.
Согласно официальным данным правительства, за последнее десятилетие почти 60 тысяч владельцев ранчо в Амазонской низменности перешли на более рациональные методы работы. Но около 330 тысяч фермеров по-прежнему занимаются вырубкой. За прошлый год они уничтожили примерно 5 тысяч квадратных километров леса. «Скотоводы бьют себя в грудь, защищая традиции и способы, с помощью которых свои дела вели еще их деды. Они строят из себя святых, упрекая владельцев мясокомбинатов в том, что те их используют, а правительство якобы строит козни, а экологические активисты – это дьяволы», – рассказывает Коста репортеру The Wall Street Journal Пауло Тревизани.
К слову, в Бразилии насчитывается самое большое количество крупного рогатого скота – 214 миллионов особей выращиваются для перерабатывающей промышленности. Только в Амазонии пасется 87 миллионов голов – это эквивалентно количеству почти всего скота в США (90 млн особей, включая молочных коров). Некоторые владельцы местных ранчо продают пастбища со свежей травой в 10 раз дороже земли с деревьями. Другие утверждают, что как раз из-за высокой цены не могут позволить себе рациональное фермерство. «Здесь нет дорог, отсутствует финансирование и помощь правительства. Нам приходится продавать скот по дешевке. Нет смысла увеличивать расходы, например, на оборудование кормовых загонов», – утверждает Арлиндо Лауреану Роза. Его стадо в 6 тысяч голов свободно пасется в бразильском штате Пара.
«Съедая Амазонию»: землевладельцы вырубают лесные массивы под строительство ферм. Источник: Бразильский институт географии и статистики.
За неделю Мауро Лусио Коста преодолел 1 770 километров, посещая места, в которых вырубка леса набрала угрожающие обороты. Он встречался с защитниками окружающей среды и владельцами местных ранчо, демонстрировал им в цифрах, как кормовые загоны, в которых животные едят специальный корм вместо травы, могут стать окупаемыми. «Когда я говорю, что они могут получать больше говядины, мне говорят, что я сумасшедший. Как будто я с Марса к ним прилетел», – жалуется Коста после очередного дня изнурительных увещеваний.
В то же время, по оценкам экспертов, мировые потребители предпочитают мясо коров, выращенных на специальном корме, а не на траве, – оно нежнее и менее жесткое. Вдобавок в районах тропических лесов животные по размерам меньше выращенных в других частях Бразилии.
Мауро Лусио Коста ведет стадо к своей ферме. Фото: Томмасо Протти для The Wall Street Journal.
Коста владеет 2,5-тысячным стадом, которое приносит ему 340 килограммов мяса на акр земли (15 лет назад это были лишь 68 кг), притом он сумел сохранить 80% лесного массива вокруг своего ранчо. Однако ему существенно мешает консервативность коллег и соседей: покупатели будут держаться в стороне от говядины из Амазонии, если регион сохранит репутацию истребителя тропических лесов. «Если все мои конкуренты будут вне закона, производя дрянную говядину, мне будет сложнее доказать, что я не такой, как остальные. Мир не платит золотой монетой за низкопробную продукцию», – заключил Коста.