Как швейцарский шоколадный пасхальный кролик покорил мир
Сложно представить Пасху в Швейцарии без шоколадных кроликов, завернутых в золотую фольгу, которые продаются во всех супермаркетах и многих других магазинах.
Как и швейцарский армейский нож, сырное фондю и безалкогольный напиток «Ривелла», пасхальный золотой шоколадный кролик был изобретен в Швейцарии и с тех пор пользуется успехом во всем мире.
Но как появился кролик, которому сейчас уже за семьдесят? Его биография короткая, но не без драматических эпизодов.
Все началось с маленькой девочки и кролика
Первый кролик «родился» в 1952 году в стенах швейцарской компании Lindt & Sprüngli, широко известной как просто «Lindt». Рассказывают, что однажды весенним утром юная дочь мастера-шоколатье Родольфа Линдта заметила кролика в высокой траве, когда семья устраивала традиционный пасхальный завтрак. Она взволнованно спросила, можно ли ей выйти на улицу, чтобы поиграть с ним. Отец согласился, но когда она побежала к двери, кролик тут же исчез в кустах, мелькнув хвостом.
Девочка сильно горевала, а ее отец долго думал, как подбодрить дочь, прежде чем наткнулся на блестящую идею: сделать кролика из молочного шоколада, завернуть его в золотую фольгу и привязать к его шее золотой колокольчик на красной ленте, чтобы его можно было легко найти в кустах.
От одного до миллионов, как и положено кроликам
Шоколадные кролики мгновенно стали популярными в Швейцарии, Германии и Австрии, а затем очаровали и остальной мир. Золотые кролики довольно активно начали «размножаться», сегодня по всему миру продается 160 млн таких малышей, это очень много. Если выстроить в очередь всех проданных за год кроликов, она растянется примерно на 9800 км – больше, чем расстояние от штаб-квартиры компании в Кильхберге (Цюрих), Швейцария, до Сан-Диего, Калифорния.
Мало того, некоторые кролики тяжелее других: самый маленький весит 10 г, за ним следуют 50 г, 100 г, 200 г, 500 г – и так до гигантского кролика весом в 1 кг. В компании заявляют, что крупные особи «с любовью упаковываются вручную, а затем также вручную полируются мягкой перчаткой, чтобы золотая шубка каждого кролика сияла».
Золотой кролик и юридические коллизии
За минувшие годы знаменитый швейцарский кролик сталкивался с рядом юридических проблем, но выходил из них победителем.
Например, в 2018 году немецкий производитель шоколада Heilemann начал продавать собственную версию пасхальных кроликов в золотой обертке. Компания Lindt подала на конкурента в суд, но первое решение было в пользу Heilemann.
Компания Lindt подала апелляцию в Федеральный суд, высший суд Германии по гражданским и уголовным делам, который в конечном итоге постановил, что золотистый оттенок упаковки, используемой Lindt для своих пасхальных кроликов, является товарным знаком.
Битва кроликов: Lindt против Lidl
Еще одно судебное разбирательство развернулось между швейцарским производителем и местным филиалом бюджетной сети супермаркетов Lidl из-за внешне похожих пасхальных кроликов последнего.
Первоначальное решение суда здесь также было в пользу торговой сети Lidl. Однако в 2022 году высший суд Швейцарии отменил это решение, постановив, что кролики Lidl представляют «риск путаницы, даже если эти два продукта имеют определенные различия. Учитывая общее впечатление, кролики Lidl’s вызывают очевидные ассоциации с формой Lindt’s. В общественном сознании их невозможно отличить », – заявил федеральный суд. Он также приказал ритейлеру прекратить продажу своей версии кролика и уничтожить все оставшиеся запасы. Золотой кролик смог за себя постоять.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников