Как светофор помогает избежать столкновения с самолетом?
5 августа 1914 года в Кливленде Американская светофорная компания установила на перекрестке 105-й улицы и авеню Эвклида 4 электрических светофора конструкции Джеймса Хога. Они имели красный и зеленый сигналы и, переключаясь, издавали звуковой сигнал. Система управлялась полицейским, сидящим в стеклянной будке на пересечении улиц. Светофоры задавали правила движения, аналогичные принятым в США в настоящее время: поворот направо осуществлялся в любое время при отсутствии помех, а поворот налево – на зеленый сигнал вокруг центра перекрестка.
Именно к этой дате и был приурочен Международный день светофора. Праздник достаточно популярен у сотрудников ГАИ МВД, работников образовательных учреждений и активистов общественных организаций, так как представляет еще один повод напомнить участникам дорожного движения, и в первую очередь, детям, о необходимости строго соблюдать существующие правила.
Впрочем, самый первый светофор был установлен намного раньше – 10 декабря 1868 года в Лондоне возле здания Британского парламента. Его изобретатель Джон Пик Найт специализировался в железнодорожных семафорах. То сигнальное устройство управлялось вручную и имело 2 семафорные стрелки: поднятые горизонтально означали сигнал «стоп», а опущенные под углом в 45° – движение с осторожностью. В темное время суток использовался вращающийся газовый фонарь, с помощью которого подавались, соответственно, сигналы красного и зеленого цветов. Светофор облегчал передвижение пешеходов через улицу, а его знаки предназначались для повозок: они должны стоять, пока люди идут. 2 января 1869 года газовый фонарь сигнального прибора взорвался, ранив управляющего им полицейского. После этого инцидента светофоры оказались забыты почти на 50 лет.
В наше время повсеместно распространены основные сигналы устройств: красный запрещает проезд за стоп-линию (при ее отсутствии – за светофор) или впереди стоящее транспортное средство на охраняемый участок; желтый обязывает сбросить скорость и быть готовым к переключению на запрещающий сигнал или наоборот; зеленый разрешает движение со скоростью максимально допустимой для конкретной автотрассы.
Тем не менее существует множество видов сигнальных приборов. А в разных уголках мира можно встретить необычные способы и правила их применения. В Австралии, к сведению, в начале XX века был изобретен так называемый «маршалайт» – по сути светофор, который работает, как часы (стрелка указывает на красный, желтый или зеленый цвета). А, к примеру, в Мельбурне можно встретить приборы, состоящие из 12 и даже 14 ламп! Британское издание Daily Mail как-то писало о самом перегруженном светофоре в Китае, который состоит из десятка отдельных устройств, но, как сообщали местные власти, служит лишь декоративным целям.
* * *
В то же время на земле есть места, где без светофоров совсем не обойтись и даже, возможно, не помешала бы парочка-другая дополнительных. Вот они – 10 самых удивительных перекрестков в мире:
Суиндон, Англия
Похоже, проектировщики постигли концепцию круговой развязки на уровне «дзен»: внутрь перекрестка поместили еще 5 кольцевых развязок, чтобы у вас, видимо, был с десяток вариантов попасть с одной улицы на другую.
Порта-Маджоре, Италия
Эта причудливая «паутина» дорог в Италии похожа на круговой лабиринт. Где там въезды и выезды, непонятно, а найти нужный путь непросто из-за древних стен.
Перекресток Сибуя, Япония
Этот пешеходный переход в Токио выглядит обычным и легким, но только когда вокруг нет людей. По этим дорогам перемещается настолько огромное число людей, что навигация по этой улице становится, мягко говоря, пугающей.
Таганская площадь, Россия
Этот набор дорожных перекрестков в Москве сложен и из-за количества дорог, и из-за их ширины, которая помогает справляться с огромными потоками транспорта. Никто не будет с вами нянчиться, позволять медленно разглядывать дорожные знаки, менять полосы по 5 раз, когда множество машин хотят проехать побыстрее.
Триумфальная арка, Франция
Больше похоже на «арку неразберихи»! Если вы попадете в эту кольцевую дорожную развязку, можно «кружить» в ней довольно долгое время. Из-за большого количества полос весьма сложно разобраться сразу, какая из ветвей ведет по нужному маршруту. Не исключено, что вам не единожды придется развернуться и отправиться колесить снова.
Галифакс, Канада
Похоже на обычную 2-полосную кольцевую развязку, но это уже плохо – как выехать, если вы находитесь на внутренней полосе? Городские власти как-то дали право проезда машинам, находящимся внутри круга, что ввело автомобилистов в заблуждение и привело к крупным авариям.
Платные проезды в Пекине (Китай) и Сеуле (Южная Корея)
Создается впечатление, что это изображение обработано в Photoshop. Тем не менее это реальная картина: все машины сбиваются в более узкую дорогу в каком-то безумном стиле.
Аэропорт Гибралтара
Ничего не подозревающий человек может остановиться на светофоре и задаться вопросом: почему здесь такой огромный перекресток? Но тут улицу внезапно может пересечь самолет…
Площадь Мескель, Эфиопия
В Аддис-Абебе на этом перекрестке вообще нет светофоров. Люди идут туда, куда им хочется и когда пожелают. Причем все стараются не сбить друг друга. Что ж, остается держать глаза открытыми!
Хошимин, Вьетнам
Здесь большинство людей ездит на скутерах и мотоциклах. Находиться за рулем машины на улицах города ужасно: можете случайно сбить кого-то практически любым движением.
Подготовил Эдгар ЧЕХОВИЧ