Китайский автопром станет лидером в Европе в ближайшие 10 лет?
В 2035 году лидером продаж электромобилей на европейском рынке станет китайский производитель. Так считают большинство представителей автомобильного сектора Европы.
По данным исследовательской компании Exact Systems «MotoBarometr» 2024 года, китайские электромобили находятся на пути к тому, чтобы стать лидером на европейском рынке в ближайшее десятилетие. Целых 53% представителей польского автопрома указывают, что в 2035 году китайский производитель станет лидером продаж электромобилей в Европе.
Аналогичные прогнозы дают респонденты в Германии (45%), Испании (54%) и Венгрии (59%). Европейские производители автомобилей и запчастей знают о «китайском стремлении к победе», и подавляющее большинство поддерживает дальнейшее повышение тарифов, введенное Европейской комиссией. В Польше так считают 66% респондентов, а 73% хотят дальнейших шагов, чтобы остановить приток китайских электромобилей в Европу.
В первом полугодии 2024 года лидером продаж электромобилей в Евросоюзе стала группа Volkswagen (178 тыс. зарегистрированных новых электромобилей, снижение на -14% г/г). Второе место с долей 10% на европейском рынке электромобилей заняла компания BMW. Однако дела китайских брендов в Европе идут все лучше, их доля в общем объеме продаж электромобилей в первой половине 2024 года составила 7,4% (6% годом ранее). Всего европейцы купили 70 тыс. китайских электромобилей, рост в годовом исчислении составил 26%.
Последний отчет «МотоБарометр 2024. Настроения в автопроме Европы» показывает, что достижение лидерства на европейском рынке электромобилей автопроизводителями из Поднебесной лишь вопрос времени. В 9 из 11 опрошенных стран наибольшее количество респондентов указали, что в 2035 году (то есть в год, когда автомобили с двигателем внутреннего сгорания будут сняты с продажи) лидером продаж электромобилей в Евросоюзе станет китайский производитель.
Выход китайских брендов на европейский рынок не только оказывает давление на европейские компании, но и показывает, как быстро могут измениться правила игры в автомобильной промышленности. Таможенные пошлины, помимо ожидаемого отраслью положительного эффекта, могут принести и отрицательные последствия. Самым серьезным из них может стать перенос заводов китайских производителей в Европу.
С одной стороны, такие страны, как Польша, Чехия и Словакия, стремятся к такому типу инвестиций, поскольку это означает новые рабочие места, приток ноу-хау и повышение значимости данной страны в цепочке поставок автомобилей. С другой стороны, для китайских производителей это лучший способ обойти таможенные пошлины, предложить автомобили гораздо дешевле европейских моделей и завоевать все большую долю европейского рынка. Потому что в конечном итоге цена является первым критерием выбора электромобиля.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников