В мире

Конец небесных гигантов

Ведущие авиакомпании все чаще стали отказываться от широкофюзеляжных авиалайнеров.

В последние годы гражданская авиация многих стран мира стала меняться коренным образом. Гигантские четырехмоторные двухпалубные Boeing 747 и Airbus A380 все чаще остаются на земле.

Вслед за крупными авиакомпаниями – KLM, Virgin Atlantic и British Airways австралийская Qantas отправила свой последний небесный гигант Boeing 747, часто называемый «Джамбо Джет», в последний рейс на стоянку в пустыню Мохаве в Калифорнии.

Авиакомпания Qantas когда-то была единственной авиакомпанией в мире с парком гигантских реактивных самолетов. Сегодня по всему миру осталось 30 подобных самолетов, большинство из них – грузовые.

Ведущая британская авиакомпания British Airways недавно объявила, что выводит из эксплуатации все Boeing 747. «Из-за регресса воздушного движения, вызванного пандемией, маловероятно, что наш «Король Небес» снова будет выполнять коммерческие рейсы», – заявил представитель британской авиакомпании.

Первый коммерческий рейс Boeing 747 под флагом американской авиакомпании PanAm состоялся 21 января 1970 года из Нью-Йорка в Лондон. На тот рейс хотели попасть около 9 тысяч человек, но смогли лишь 360, а их перелет был связан с немалыми трудностями. Сначала после перегрева турбины пассажирам пришлось пересесть на другой самолет, а затем вылет задержался почти на 7 часов.

В конце 1960-х годов только богатые могли позволить себе воздушные путешествия, но гигантские самолеты сделали авиабилеты доступными для обычных людей. Хотя и тогда заполнить «боинги» пассажирами было далеко непросто. Поскольку в то время цены на билеты еще определялись государством, авиакомпании соблазняли пассажиров роскошью. На втором этаже «Джамбо» находился бар. На сегодняшний день самолеты Boeing 747 перевезли почти 6 миллиардов пассажиров.

Через несколько лет после запуска первого авиалайнера энтузиазм, связанный с этой моделью, охладил нефтяной кризис 1973 года. Многим авиаперевозчикам пришлось оставить свои «боинги» на земле, поднимать их в воздух было слишком дорого. Отменены были и заказы на новые самолеты. Лишь с середины 1970-х годов гигантский реактивный пассажирский лайнер начал набирать высоту до позиции доминирующего на дальнемагистральных маршрутах.

За последние 50 лет Boeing 747 произвел настоящую революцию в мировом воздушном сообщении. Во многом по этой причине аэропорты превратились в гигантские центры. Благодаря вместимости «джамбо-джетов» появилась возможность быстро перевезти большое количество пассажиров на дальние маршруты.

Эпоха гигантских реактивных самолетов связана и с трагическими событиями. В 1977 году при столкновении двух самолетов (один из них был 747-й) в аэропорту испанского острова Тенерифе погибли более 500 человек, в 1988 году в результате теракта пассажирский «Боинг» взорвался над британским городом Локерби. Многие авиалайнеры этого типа теряли двигатели в полете. Из-за этого транспортный Boeing 747 врезался в жилой дом в Амстердаме.

Сегодня внимание авиационной отрасли привлекают небольшие двухмоторные самолеты, потребляющие меньше топлива. Хотя американские «Боинги» по-прежнему летают, последний раз запчасти для них были заказаны в прошлом году. Все последние заказанные у корпорации 12 самолетов Boeing 747 – это транспортные машины. Запчасти для авиагиганта заказывали год тому назад. Пассажирские «Джамбо Джет» никто не заказывал уже несколько лет, последний заказ поступил в 2017 году, а два больших «Боинга» заказало правительство США, один из них станет президентским бортом № 1.

Более чем за 50 лет было произведено около 1550 моделей Boeing 747. В начале 2019 года европейский конкурент Airbus отказался от своего престижного проекта – пассажирского самолета Airbus A380. Их было продано менее 250 штук. Производство европейского гиганта продлится лишь до конца 2021 года. Эра небесных гигантов подошла к концу.

Сергей КИРИК

Фото из открытых интернет-источников