В мире

Опасности офисной работы: от чего страхуют сотрудников немецкие работодатели?

Сотрудник решил подышать свежим воздухом в обеденный перерыв – обычное дело. Но во время прогулки вокруг здания офиса ему на голову упала ветка с дерева и повредила глаз. Коллега, споткнувшись о кабель, упал и скинул рабочий ноутбук со стола, разбил себе палец на ноге и дисплей ноутбука… Даже рутинная офисная работа не лишена опасности: по статистике, ежегодно в немецких офисах фиксируется примерно 16 тысяч несчастных случаев, пишет Deutsche Welle. Правда, по сравнению с ситуацией на производстве это не так много: за 2016 год в целом по Германии было зафиксировано почти 880 тысяч происшествий на предприятиях.

Всё по правилам

По немецким законам, всех своих сотрудников работодатель обязан застраховать от несчастных случаев и на случай причинения ущерба на работе и по дороге с работы/на работу. Отчисления по этим страховым полисам предприятие берет на себя. В случае травматизма на рабочем месте больничная касса покрывает расходы на лечение и реабилитацию, а также делает выплаты в пенсионный фонд. Но только если соблюдаются определенные условия.

В первую очередь сотрудник обязан уведомить работодателя о происшедшем. «Если он лишился трудоспособности как минимум на три дня, работодатель обязан сообщить об этом больничной кассе», – объясняет пресс-секретарь Немецкого объединения больничных касс страхования от несчастных случаев и страховых товариществ Штефан Больц. Если речь идет не о простуде, а именно о травме, потерпевший должен обратиться к врачу-травматологу, который документально фиксирует это для больничной кассы. В принципе, так следует делать даже при небольшом порезе – на всякий случай. Скажем, если рана позже воспалится и возникнут осложнения, то объяснять все это страховке будет сложнее.

Особые случаи

Травма считается производственной, если она получена  в связи с выполнением служебных обязанностей, что приводит к ухудшению физического или психического здоровья сотрудника. Но не каждый несчастный случай, связанный с работой, является страховым. Немецким судам не раз приходилось  рассматривать жалобы потерпевших.

Например, если работник получает травму по дороге непосредственно в офис (например, поскользнулся на остановке и растянул связки или сломал ногу), то в этом случае действует страховая защита. Если же он упал рядом с супермаркетом, в который решил заскочить по пути, то «производственная» страховка от несчастных случаев утрачивает силу. Это, однако, не касается тех, кто перед началом работы отвозит детей в детский сад или школу.

 Домашний офис

Работа на дому – отдельный случай для страховки. Многие немецкие компании позволяют сотрудникам хотя бы раз в месяц работать дома. Для этого рабочее место в квартире должно быть оборудовано в соответствии с требованиями по охране труда. И если сотрудник сидит за письменным столом, то на него распространяется действие страховки от несчастных случаев. Когда он подвернет ногу, вставая из-за стола, страховка работодателя будет действовать. Но если он отправился на кухню за чашкой кофе и споткнулся, то рассчитывать на компенсационные выплаты «производственной» страховки уже нельзя.

Со своим чайником в немецкий офис

По закону, работодатель обязан так организовать рабочее пространство, чтобы физическое и психическое здоровье персонала не пострадало. Для экспертной оценки ситуации на многих крупных предприятиях в Германии есть специалисты, отвечающие за охрану труда. Небольшие фирмы нанимают экспертов со стороны.

«Мы проводим осмотр помещений, в первую очередь обращая внимание на то, есть ли какие-то серьезные нарушения по охране труда, которые сразу же должны быть исправлены. Например, скользкий пол, легковоспламеняющиеся вещества рядом с источником огня, отсутствие защиты на машинном оборудовании. Но такие нарушения встречаются редко», – объясняет специалист по производственной безопасности Геральд Шнайдер из компании B.D.A, которая консультирует по вопросам охраны труда почти 300 000 предприятий в Германии и в других странах Европы.

«Салат из кабеля»

«Салат из кабеля» (Kabelsalat) – одна из главных причин травматизма в немецких офисах: 40% травм среди офисного персонала случаются в результате падения. «Провода, тянущиеся от принтера к розетке через комнату, – абсолютное табу», – подчеркивает эксперт.

Проверка технического оборудования, компьютеров, клавиатур также входит в его компетенцию, как и бытовых приборов. Если, например, кофеварка выдерживает тест, то она получает специальную наклейку. «Это не значит, что вы не можете поставить на работе свою собственную кофемашину, – говорит Геральд Шнайдер. –  Всё зависит от работодателя. В одних фирмах это можно делать, но прибор должен быть проверен. Другие  разрешают пользоваться только служебными приборами на общей кухне».

Сидите правильно

Неправильно оборудованные рабочие места – еще одна серьезная проблема, которой не все придают должное значение. Высота рабочей поверхности и сиденья, качество компьютерных мониторов, освещение  – все это влияет на здоровье сотрудников. Несоблюдение предписаний приводит к проблемам с осанкой, болям в спине и травмам. Согласно требованиям эргономики, высота стола должна быть от 680 до 760 мм в зависимости от роста работника. Сиденье должно быть такой высоты, чтобы между плечом и предплечьем был прямой угол, когда руки лежат на столе.