test gtag

Опыт Германии: можно ли сделать текстильное производство более экологичным

«Жизненный цикл» вещи

Текстиль является крупной статьей экспорта многих стран, в особенности – государств с развивающейся экономикой. Заглянув в прошлое, можно увидеть, что текстильный сектор всегда был первым на пути к устойчивой индустриализации, и, следовательно, раньше других устаревал и нуждался в модернизации.

За последние 18 лет производство текстиля увеличилось практически в 2 раза и до сих пор продолжает расти. Сегодня в отрасли трудятся от 60 до 80 миллионов человек по всему миру, большинство из которых – женщины.

В то же время перед текстильным сектором по-прежнему стоит множество социально-экономических и экологических вызовов. К первым можно отнести низкую зарплату работников, использование детского труда, небезопасные рабочие места.

Что касается экологического аспекта, то производство текстиля является вторым в мире загрязнителем после нефтегазовой отрасли. Дело в том, что текстильный сектор базируется на невозобновляемых ресурсах, поскольку для производства синтетических нитей используется нефть.

Кроме того, для выпуска текстиля требуется огромное количество воды – порядка 93 млрд кубических метров. Очень много уходит ее на выращивание хлопка. В то же время на долю текстильной промышленности приходится порядка 20% мирового индустриального загрязнения воды. К слову, отрасль является основным источником загрязнения мирового океана пластиком.

Также для текстиля характерна линейная модель производства. К примеру, если пластиковую бутылку в последствии можно переработать, то вещи заканчивают свою «жизнь» либо на свалке, либо на мусоросжигательном заводе. Дело в том, что технологий, позволяющих перерабатывать вместе вещи с разным составом, пока нет.

К тому же мы живем во времена fast fashion (с англ. – быстрая мода. Прим. 1prof.by), когда одежда очень быстро выходит из моды и срок ее службы сильно сокращается. Fast fashion предполагает выпуск большого количества вещей низкого качества. При этом чем ниже качество материала, тем сложнее его переработать. Таким образом, производители попросту снабжают свалки и мусоросжигательные заводы вещами, которые, во-первых, произведены ресурсоемким способом, во-вторых, негативно отражаются на состоянии экологии.

В идеале же вещь должна быть создана так, чтобы в конечном счете ее можно было бы успешно переработать. Некоторые производители уже пришли к этой идее. Так, например, шведская компания Н&М до 2030 года планирует всю выпускаемую одежду сделать циркулярной.

Однако над экологическим аспектом задумываются далеко не все производители. Большинство из них руководствуются принципом: выпустил вещь, максимально быстро ее продал (пока не изменились тренды) и произвел следующую.

На решение этой проблемы направлены новые бизнес-модели, к примеру, сервисы аренды одежды. Они предлагают взять вещь во временное пользование, а потом вернуть. Затем ей придадут товарный вид и снова сдадут в аренду, но уже по более низкой цене. Это решение особенно актуально для детской одежды.

С заботой о трудящихся

Поскольку Германия является одним из крупнейших поставщиков текстиля, федеральное правительство считает, что должно нести ответственность за негативные последствия его производства. С этой целью Министерство экономического сотрудничества и развития Германии инициировало переговоры политиков, производителей, представителей профсоюзов и бизнес-ассоциаций. Итогом диалога стало создание некоммерческой организации Партнерство для устойчивого текстиля (GIZ). Изначально участие в объединении было добровольным – также, как и обязательства, взятые членами союза. Но после трагического случая, произошедшего в Бангладеше в 2014 году, когда в здании швейной фабрики обрушилась крыша и более 1000 работников погибли, некоторые участники Партнерства высказались о том, что практику добровольных обязательств нужно прекратить.

Чтобы улучшить условия труда и сделать производство более экологичным, необходимо разработать и внедрить определенные стандарты. И только компании, готовые им следовать, имеют право выйти на рынок. Диалог на эту тему ведется по сей день.

В состав Партнерства для устойчивого текстиля вошли 126 участников, половина из которых – представители немецкого рынка розничной торговли. Их усилия направлены на то, чтобы улучшить социально-экономические и экологические условия, в которых существует текстильная промышленность.

Эта амбициозная цель предусматривает изменения на всех этапах производства: начиная с момента выращивания сырья и заканчивая продажами готового продукта.

«У нас есть три основных направления работы. Первое – индивидуальная ответственность, то есть каждый участник объединения должен воплощать в жизнь дорожную карту. Второе – коллективная вовлеченность, когда компании совместно реализуют инициативы в разных странах, например, стараются улучшить условия труда текстильщиков в Южной Индии. Третье – взаимная поддержка. Ведь партнерство – это платформа для диалога его участников», – подчеркнул представитель организации Андреас Эдель.

Всех участников GIZ разделили на тематические группы: производители, представители розничной торговли, негосударственные общественные организации. Для каждой из них были разработаны анкеты. Основываясь на полученной информации, компании разработали дорожные карты, где прописали основные задачи и сроки их выполнения, к примеру, отказаться от использования химикатов при производстве текстиля и наращивать производство устойчивого хлопка (до 2025 года его доля в общем объеме должна составить 70%).

Ежегодно все участники Партнерства готовят отчеты о выполнении своих дорожных карт. Начиная с прошлого года, дорожные карты публикуются в открытом доступе, а с 2019-го на общественное обозрение должны быть выставлены и сами отчеты. Таким образом, любой желающий может оценить результаты работы компании.

К слову, немецкие корпорации уделяют большое внимание соблюдению прав работников как в своей стране, так и за ее пределами – вдоль цепочек поставок и формирования стоимости.

В стране принят национальный план действий в области бизнеса и прав человека. Согласно документу, до 2020 года как минимум 50% всех компаний, находящихся в Германии и имеющих свыше 500 сотрудников, должны интегрировать в свои бизнес-процессы 5 основных элементов обязанностей, связанных с заботой о человеке (честные условия труда, перспективы для молодежи и т.п.).

Затем эти компании должны опубликовать соответствующее программное заявление, выявить и предотвратить возможные вредные последствия своей предпринимательской деятельности на права человека.

Анастасия ШИРАЛИЕВА