Острая проблема современной Европы
За последние пять лет 4 миллиона 570 тысяч человек обратились с просьбой о предоставлении убежища в Европейском союзе.
Начавшийся в 2014 году приток мигрантов в страны Евросоюза застал правительства этих стран врасплох. Тогда их прибыло 627 тысяч человек. Но настоящий миграционный взрыв произошел в 2015 году, когда, по разным оценкам, в страны Еврозоны прибыло от 1 до 1,8 млн переселенцев. В 2016 году статистическая служба Европейского союза (Евростат) насчитала около 1,2 млн мигрантов, большинство из них были из Сирии (25%), Афганистана (16,5) и Ирака (12%) и хотели попасть в Британию, Францию, Германию, Италию, Швецию и Австрию.
Социальные службы и службы безопасности многих стран Европы обнаружили свою неспособность справиться с растущим числом беженцев. За эти годы Европейский парламент в Брюсселе так и не смог найти способ разделить бремя иммиграции среди стран, отстаивающих национальные интересы. В Европе приняли радикальные меры, попытавшись заблокировать мигрантов в Турции – чтобы они не могли добраться до Греции, а затем в Ливии – чтобы они не ехали в Италию.
По данным Евростата, в 2018 году в европейские миграционные ведомства подано чуть менее 581 тыс. заявлений на получение убежища. Это гораздо меньше, чем в разгар миграционного кризиса в 2015 году, когда таких заявлений было свыше 1,2 млн. По мнению экспертов, теперь можно говорить о завершении кризиса.
По данным Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, с 1 января по 31 июля 2019 года в Европу по морю прибыло около 45 тыс. мигрантов (за первые 7 месяцев 2018 года их было около 62 тысяч). Большинство мигрантов в этом году прибыли в Грецию – 23 тыс. 500 человек, из которых 17 тыс. – по морю и 6 тыс. – по суше через дельту реки Еврос между Турцией и Грецией. Этот показатель ниже, чем за тот же период 2018 года, когда прибыло 27 тыс. человек.
С марта 2015 года по март 2016 года в Грецию прибыл 1 млн беженцев. Соглашение 2016 года с Турцией остановило массовый исход сирийских, иракских и афганских беженцев в Европу. С тех пор приток мигрантов стабилизировался до 2–3 тыс. в месяц, а в июле 2019-го число беженцев превысило 4 тысячи. Прибывают афганцы, сирийцы, иракцы и палестинцы. В этом году 1,5 тыс. человек прибыли из Демократической Республики Конго. Из центральной Африки они добрались до Турции, а затем и до Греции.
В Испанию за первые 7 месяцев 2019 года прибыли около 18 тыс. человек против 28 тыс. за тот же период 2018-го. Почти все они попадают в Испанию по морю, а также частично по суше в анклавах Сеута и Мелилья, граничащих с Марокко. Это беженцы из Марокко, Алжира, Туниса, стран Африки к югу от Сахары (Гвинея, Мали, Берег Слоновой Кости, Сенегал), Ближнего Востока (Сирия, Палестина).
В период с 1 января по 31 июля 2019 года в Италию прибыли 3 850 человек, что значительно меньше, чем в минувшие годы. За первые 7 месяцев 2018 года в страну прибыло 18 тыс. мигрантов, а за тот же срок 2017 года – 95 тысяч. Тысяча беженцев зарегистрирована на Мальте и около 800 – на Кипре.
Пытаясь пересечь Средиземное море, погибли 18 669 человек, и это только те случаи о которых стало известно гуманитарным организациям. Их деятельность трудно оценить однозначно. С одной стороны, они спасли много людей, и хотя их часто обвиняют в «пособничестве», никаких доказательств этого не было. С другой стороны, присутствие спасательных кораблей в море дает надежду беженцам, что они все же доберутся до желанного берега. Часто эти надежды оказываются напрасными – с начала нынешнего года в Средиземном море погибли 840 человек.
Сейчас правительства ряда европейских стран пытаются договориться с африканскими соседями по Средиземному морю, чтобы те сдерживали потоки беженцев из центральной Африки и создавали для этого лагеря. Но пока безуспешно. Страны Северной Африки требуют для этого все больше средств, а беженцы по-прежнему пытаются любыми средствами добраться до европейского берега.
Сергей КИРИК