По болотам и тайге: 112 лет назад состоялись первые автогонки вокруг земного шара
В 1976 году в советском кинопрокате с большим успехом прошел показ американского комедийного фильма «Большие гонки» о трансатлантическом автопробеге «Нью-Йорк – Париж».
Такие гонки действительно состоялись в 1908 году благодаря усилиям редакций французской и американской газет – «Матэн» и «Нью-Йорк Таймс». Даже сейчас, спустя 112 лет, маршрут того автопробега можно считать сверхсложным.
Участникам предстояло стартовать в Нью-Йорке, пересечь с востока на запад весь Североамериканский континент и через Канаду попасть на Аляску. Там они должны были переправиться на автомобилях по льду через Берингов пролив и выехать на российскую Чукотку. Затем – преодолеть просторы Якутии, добраться до Иркутска и вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали достичь Москвы. Дальнейший путь лежал в Санкт-Петербург, Варшаву, Берлин и, наконец, Париж.
Начало гонки было назначено на 12 февраля – нужно было успеть пересечь Берингов пролив по льду. Заявки подали 20 экипажей. Победителю полагался приз Автомобильного клуба США: 1 тысяча долларов (сегодня это около 25 тысяч) и кубок. Однако на старт прибыло лишь 6 автомобилей – команды из США, Франции, Италии и Германии. Главными претендентами на победу считались американец Генрих Генцен на автомобиле «Томас-Флаер», немецкий лейтенант Ганс Кеппен на «Протосе» и барон Эдуард фон Шейнфогель на «Цюст-Милане», выступавший под итальянским флагом.
Дать старт гонкам должен был мэр Нью-Йорка в 11 утра. Но градоначальник опоздал, и через час некий финансист Колгейт Хойт выстрелил в воздух. Машины рванули вперед. Первым выбыл один из французских экипажей, преодолев всего 71 километр.
Все гонщики были людьми амбициозными, все хотели победить. Тем более к этому ралли было больше внимания, чем к Олимпийским играм 1908 года: гонки сопровождали многочисленные репортеры и фотографы, ежедневно отправлявшие отчеты в свои редакции.
В Америке тогда царило бездорожье – машины часто застревали в снегу или болотах. На помощь им приходили фермеры с лошадями.
Члены экипажей вставали в 5 утра и ехали до 8 вечера, после чего до полуночи с автомобилями возились механики. Чтобы заправиться бензином, гонщики останавливались у хозяйственных магазинов, где получали по одному ведру за раз. Запаса шин не хватило даже до Чикаго. Когда машины пошли через заснеженный Средний Запад, иностранцы обвинили американцев в мошенничестве, а также пожаловались президенту Чикагского автомобильного клуба на местных жителей: мол, те активно помогают своим, а с чужаков требуют за услуги значительные суммы.
Вторыми с дистанции сошли тоже французы – Moto Bloc Шарля Годара. Затем серьезная поломка произошла с «Протосом» немца Кеппена – машину погрузили на поезд и отправили в Сиэтл. Когда туда с трудом добрались участники ралли, то узнали: власти Канады отказались пропустить их на свою территорию. Соответственно, отменялся проезд через Берингов пролив, и маршрут направили в Сан-Франциско. Первым туда прибыл «Томас-Флаер» под управлением Джорджа Шустера.
На корабле машины перевезли на Аляску, но затем снова вернули в Сан-Франциско. В следующий раз участников перевезли в японский порт Йокогама и уже оттуда во Владивосток.
Путь через китайскую Маньчжурию и российскую Сибирь оказался для гонщиков самым большим испытанием. Дорог там не было, автомобили шли по тропам, объезжая трясины. Карты не соответствовали местности. Часто участникам забега, не владевшим ни русским, ни китайским языками, приходилось выяснять свое местоположение у местных жителей. Бывало, что за день им не удавалось продвинуться ни на километр. Выйдя к Транссибирской железнодорожной магистрали, автогонщики приняли решение ехать прямо по шпалам.
По дорогам европейской части России они проследовали без особых приключений, а по Европе – уже просто неслись на предельной скорости. Через 5,5 месяца после старта, 26 июля 1908 года, немец Генрих Генцен на автомобиле «Протос» въехал в Париж и получил все почести чемпиона. Через 4 дня, преодолев 35 тысяч километров, прибыл на «Томас-Флаер» американец Джордж Шустер.
Но во время подведения итогов трансатлантического ралли судьи вспомнили, что практически от Чикаго до Сиэтла немецкий автомобиль проехал на поезде и присудили ему за это 15 «штрафных» суток, а потом еще столько же за то, что немец не был на Аляске. Таким образом, победителем был провозглашен американский экипаж.
Сергей КИРИК
Фото Library of Congress