Почему шведы любят и ненавидят государственную алкогольную монополию?
Единственное место в Швеции, где можно купить алкоголь – государственная сеть винных магазинов Systembolaget («Системная компания») с монополией на все розничные продажи алкоголя крепостью выше 3,5%.
Несмотря на строгие правила, Systembolaget пользуется популярностью у местных жителей, хотя и критиков такой системы продаж тоже немало.
Одной из основных целей учреждения «Системной компании» является ограничение чрезмерного употребления алкоголя в стране, где исторически проблема алкоголизма стояла достаточно остро. В XIX веке потребление алкоголя на душу населения в Швеции достигало 46 литров в год.
В борьбе за трезвость народа Швеция пошла своим путем: в 1919 году в стране был принят закон, согласно которому право купить 4 литра алкоголя в месяц имел только глава семьи или лицо в возрасте не моложе 21 года, имеющие постоянную работу. Спиртное продавали по карточке, которая была действительна только для одного магазина. Такая мера привела к снижению потребления алкоголя на душу населения до пяти литров в год.
В 1955 году нормы спиртного в Швеции были отменены и создана система Systembolaget. С тех пор шведы могут покупать алкоголь в любом количестве, но эти магазины закрыты ночью и в воскресенье, в субботу же работают только до обеда. Там не бывает скидок, а спиртное продают только лицам старше 20 лет.
Одна из целей магазинов сети Systembolaget – просвещение. Информация на сайтах и в местах продажи предупреждает о вреде алкоголя, о количестве калорий в бокале вина или кружке пива и о том, почему несовершеннолетним нельзя употреблять алкоголь.
«Мы не хотим, чтобы наши клиенты покупали больше, чем планировали, мы никогда не поощряем спонтанные покупки», – говорят в Systembolaget. Это означает, что там не продают, к примеру, упаковки с 6 банками пива. На близких к кассам прилавках – только безалкогольные напитки.
Государственная монополия Systembolaget привела к тому, что во второй половине XX века шведы стали массово переходить с крепкого алкоголя на вино. Однако единое экономическое пространство в ЕС и либеральные законы Евросоюза привели к тому, что с конца XX века и до 2004 года потребление алкоголя в Швеции росло. Тогда же был установлен современный рекорд потребления — более 10,5 литра чистого алкоголя в год на каждого жителя страны старше 15 лет. С тех пор потребление медленно снижается, в 2017-м тот же показатель составил 9 литров, что эквивалентно 6–7 бутылкам пива в неделю. Единственная категория алкоголя, которого сейчас пьют больше, чем 15 лет назад, – это вино, хотя налог на литр вина крепостью до 15% в 2018 году составлял более 26 крон (около 2,5 евро).
Магазины Systembolaget шведы считают одним из самых надежных учреждений в стране, 78% жителей Швеции доверяют этим магазинам, поскольку их деятельность не носит коммерческий характер. Дух этой государственной монополии остается прежним – не прибыль, а высокие цели.
Сергей КИРИК