Польша: в 2023 году дорогие продукты станут еще дороже
Некоторые продукты подорожают на 20-30%, больше всего в цене взлетят молочные продукты, мясо, алкоголь и овощи.
Цены на продукты питания росли весь прошлый год, ситуация не изменится как минимум в первой половине 2023 года, пишет польская газета Rzeczpospolita.
Газета подчеркивает, что «цены месяцами бьют рекорды, и 2023 год не обещает быть лучше: продукты, и без того очень дорогие, станут еще дороже».
По мнению экспертов, ноябрьское и даже декабрьское подорожание в магазинах еще не было пиком высоких цен. В ближайшие месяцы повседневные покупки будут становиться все дороже и дороже. В настоящее время шансов на замедление динамики роста цен нет. Некоторые прогнозы говорят, что инфляция достигнет 20% в феврале 2023 года.
Главный экономист исследовательской компании Blix Group Кшиштоф Лучак прогнозирует, что можно ожидать наибольший рост цен на рубеже первого и второго кварталов.
«Среди продуктов питания больше всего вырастут цены на жирные продукты (растительное и сливочное масло), мясо (особенно птицу), молочные продукты (в том числе молоко и сыр) и овощи. Наиболее заметно это будет примерно в марте-апреле. Позже динамика может немного замедлиться», – прогнозирует Лучак.
В начале 2023 года производители будут вынуждены повышать цены, потому что они уже не могут остановить этот процесс внутри страны и покрыть возникающие убытки за счет своих текущих доходов. Это, в свою очередь, скорее всего, приведет к дальнейшему увеличению цен в магазинах.
«Минимальная заработная плата выросла, энергия или газ стали намного дороже, цены на топливо будут расти. В результате вырастут цены», –объясняет глава Польской организации торговли и дистрибуции Рената Юшкевич.
Собранные данные среди исследовательских компаний, отраслевых ассоциаций и отделов закупок торговых сетей показывают, что молочные или растительные жиры еще могут подорожать не менее чем на 20-30%, лишь немногим меньше вырастут в цене мясо, хлеб и алкоголь, особенно импортный.
«По данным Центрального статистического управления в 2022 году средний рост цен на продукты питания составил от 22,3% до 25,8% в розничных магазинах. Это означает, что отдельные продукты, а не только продукты питания, выросли на целых 80-100%», – считает директор Центра мировой экономики профессор Конрад Рачковски.
Газета отмечает, что «магазины уже готовят покупателей к повышениям, объясняя это растущими затратами на ведение бизнеса».
Иван ВИШНЕВСКИЙ
Фото Валерия КАРТУЛЯ