test gtag

Польские земледельцы оказались на грани выживания из-за нехватки топлива

У фермеров возникают всё более серьезные проблемы с поставками топлива для сельскохозяйственной техники.


Как пишет польский портал Money.pl, крестьяне оказались беспомощны перед проблемами с горючим, которые возникли осенью, в период интенсивных работ на полях.

К чему привело сдерживание цен

В конце сентября польская государственная нефтяная компания Orlen начала сдерживание цен на горючее. Это состоялось в преддверии парламентских выборов 15 октября. Когда же дизельного топлива на некоторых автозаправках стало не хватать, нефтяники обратились к жителям с просьбой не скупать дизельное топливо «про запас». Однако произошел обратный эффект. Опасаясь роста цен после выборов, спрос на бензин и дизель вырос очень быстро.

Как утверждает Веслав Гринь, фермер из объединения Oszukana Wieś («Обманутая деревня»), сейчас он вынужден делать только самую важную работу, ожидая поставки дизельного топлива из города Хрубешув. Раньше топливо можно было приобрести по оптовым ценам, до сих пор они были ниже розничных на несколько десятков процентов. Сегодня всё наоборот.

Фермеры ждут топлива

– Осенью мы сжигаем от полутора до двух тысяч литров топлива в день. Дизель поставляется практически во все хозяйства площадью более 50 га. Сейчас мы его покупаем не по 5,99 злотых (4,51 руб.) за литр, как водители легковых автомобилей, а по 6,50 злотых (4,89 руб.), т.е. минимум на 10% дороже, – объясняет Веслав Гринь.

– Оптовик, который поставляет топливо не менее 15 лет, говорит, что не может больше смотреть мне в глаза. Оптом всегда было примерно на 20% дешевле, чем у дистрибьютора. Сегодня всё отменили, так выглядит искусственное регулирование. Месяц назад я заказал 12 тыс. литров топлива, а оптовик мне доставил сколько у него было – 5 тыс. Остальное он роздал другим фермерам, – добавляет Гринь.

Спрос опережает предложение

По словам фермера, запастись горючим для масштабных сельскохозяйственных работ очень сложно. За заправку слишком большого количества предусмотрены штрафы. Как пояснил представитель Государственной противопожарной службы, емкость постоянных баков не должна превышать 1 500 литров на транспортное средство, а емкость бака, установленного на прицепе, ограничена 500 литрами. Максимальная емкость канистры для перевозки топлива – 60 литров.

Занимаясь полевыми работами, польские фермеры максимально запасаются топливом в начале сезона, однако теперь им приходится больше уделять времени поискам бензина, а не сбором урожая.

– Мы ездим с канистрами и покупаем дизельное топливо по цене 6,20 или 6,30 злотых (4,74 руб.) за литр. Его невозможно накопить, потому что всё идет в дело. В любой другой отрасли можно нажать красную кнопку и подождать. Но я не могу ждать, ведь заканчивается сбор свеклы, скоро начнем убирать кукурузу и мне нужно топливо. На один гектар требуется около 80-100 литров, – объясняет Веслав Гринь.

Компания Orlen отрицает «политизацию» цен перед предстоящими выборами и обвинения в нехватке топлива и заявляет, что проблема уже практически решена.

Иван ВИШНЕВСКИЙ

Фото из открытых интернет-источников