Поляки вынуждены экономить на еде и рождественских подарках
Итоги декабря показывают наихудшую оценку положения домохозяйств за последние годы.
Не только праздничный сезон, но и предстоящие месяцы будут тяжелыми, как для покупателей, так и для компаний занимающихся продажей, сообщает польская газета Rzeczpospolita.
Целых 60% домохозяйств считают, что их положение за год ухудшилось. Кроме того, сбережения поляков тают с угрожающей скоростью. Декабрьские данные показывают, что только 15% потребителей имеют сбережения, которых хватит более чем на шесть месяцев.
Кроме того, по словам директора аналитического центра GfK Доминики Грушниц-Дробиньской, «целых 42% поляков заявляют, что накопленные сбережения позволят им прожить максимум три месяца».
– Каждый пятый поляк заявляет, что это значительное ухудшение. Это самые слабые результаты в истории опроса GfK. Мы имеем дело с потребительским пессимизмом, которого не видели последние два года, даже в пандемию 2020 года, – добавила директор.
Грядут трудные месяцы
По мнению экономистов, худших новостей для экономики найти сложно.
– По мере роста инфляции мы все хуже и хуже оцениваем наши дальнейшие перспективы, тем более, что зарплаты в реальном выражении теряют свою покупательную способность, – считает экономист Анна Чарчиньска. – Хорошее настроение закончилось. Нас все меньше и меньше убеждает фраза о том, что «как-то так будет». Предрождественский период обычно является временем увеличения количества покупок. Мы сейчас имеем дело с явной тенденцией к снижению не только объемов розничных продаж, но и удручающего уровня потребительского доверия, – добавила Чарчиньска.
Рождественскими подарками придется пожертвовать
Экономический спад и социальные волнения ударили по расходам поляков в этот важнейший для ритейлеров период. И экономить поляки собираются на подарках.
В первую очередь это почувствуют продавцы товаров длительного пользования. Падает посещаемость в строительных магазинах, а также в сетях быстрого питания.
– К сожалению, объявленный период экономического спада и рыночной нестабильности показывает себя во всей красе. В любом случае, это не должно быть ни для кого сюрпризом. Симптомы этой ситуации были видны в течение нескольких месяцев. Рост инфляции, спад кредитования (ипотечных кредитов), видимое замедление инвестиций, падение экономических показателей в розничной торговле – это лишь некоторые примеры признаков надвигающихся рыночных неурядиц, – сказал профессор факультета менеджмента Лодзинского университета Роберт Козельский.
Магазины почувствуют изменения
Еще одно исследование, показывает весьма скептическое отношение поляков к расходам. 89% домохозяйств понимают, что им придется экономить. Около 400 тыс. домохозяйств за последние девять месяцев не купили ничего из спиртных напитков, примерно столько же отказались от свежей рыбы и чая, чуть меньшая группа заменила сливочное масло более дешевым маргарином и стала закупать растворимый кофе вместо натурального.
В Польше инфляция превышает рост средней заработной платы, в результате снижается реальная покупательная способность и полякам в этом году придется скромнее праздновать Рождество.
Иван ВИШНЕВСКИЙ
Фото из открытых интернет-источников