Продолжается забастовка сценаристов Голливуда. Кто от этого пострадал?
От поставщиков продуктов питания до костюмеров и каскадёров: забастовка авторов ударила по экономике Голливуда.
По самым скромным подсчетам, из-за отказа авторов сценариев продолжать работу, Калифорния теряет несколько десятков миллионов долларов в день, сообщает агентство Reuters.
Голливудские сценаристы продолжают бастовать уже почти два месяца. К ним должны были присоединиться и актеры, но на днях актерская гильдия и студии заявили, что близки к соглашению.
Остановка работы студий затронула многие предприятия, зависящие от «киноэкономики», включая рестораны, отели и транспорт. Прошлая забастовка сценаристов 2008 года, которая длилась 100 дней, обошлась экономике Лос-Анджелеса в более чем 2 млрд долларов упущенной выгоды.
Известный голливудский автор Стюарт Битти, написавший сценарии к фильмам «Я, Франкенштейн», «Соучастник» и «Пираты Карибского моря», говорит, что его жизнь пошла по незапланированному сценарию. Вместо того, чтобы сочинять новые истории, он второй месяц бастует на улице.
«Никто не хотел бастовать, но нас к этому вынудили студии, забирая всю прибыль за работу, которую делаем мы», – говорит Битти.
В забастовке сценаристов участвуют около 11 тыс. человек. Калифорнийские компании в знак солидарности посылают им еду и напитки. Главное требование сценаристов – повышение зарплат. Другое, не менее важное, – отказ от использования искусственного интеллекта при написании текстов.
«Нас очень беспокоит, что студии намерены создавать сценарии с помощью компьютерных программ, вместо того, чтобы нанимать авторов. Роботы не заменят сценарий, написанный человеком», – уверен Битти.
Убытки подсчитывает не только Голливуд – малый бизнес Калифорнии тоже страдает от забастовки. Меньше работы стало у ресторанов, в химчистках, у парикмахеров, визажистов, флористов, декораторов, электриков, всех тех, кого нанимали кормить съёмочные группы, гримировать актеров, строить и обслуживать декорации.
Условия работы авторов сценариев в индустрии развлечений США напоминают Дикий Запад, считает сценарист студии ARD в Лос-Анджелесе Зои Маршалл, член правления профсоюза «Гильдия сценаристов Америки» (WGA). В последние годы условия труда авторов ухудшились, поскольку студии часто их недооценивают.
Из-за значительного роста потоковых видеосервисов авторы требуют более высоких зарплат и справедливого распределения прибыли. Пока что они получают фиксированную зарплату – даже если сериалы имеют глобальный успех. Такие фильмы смотрят сотни миллионов зрителей, часто они остаются в топах платформы годами, однако прибыль от этого получает лишь студия.
По данным профсоюза WGA, несмотря на инфляцию, заработная плата сценаристов осталась на прежнем уровне или даже снизилась, из-за чего авторам становится все труднее зарабатывать на жизнь.
Сергей КИРИК
Фото из открытых интернет-источников